+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Долги государства

Содержание

Жизнь взаймы: что такое госдолг США и почему он постоянно растет

Долги государства

Размер государственного долга США установил новый рекорд, достигнув отметки $22,01 трлн.

В течение двух лет президентства Дональда Трампа он вырос более чем на $2 трлн, а за восемь лет правления его предшественника, Барака Обамы, увеличился с $10,63 трлн почти в два раза.

ТАСС объясняет, что такое госдолг, почему он постоянно растет и говорит ли это о скором крахе американской экономики.

Что такое госдолг?

Это задолженность федерального правительства США перед своими кредиторами. Вашингтон одалживает деньги, чтобы покрыть дефицит бюджета и оплатить все нужные расходы — на здравоохранение, инфраструктуру, оборону и так далее. Это как брать кредит, чтобы заплатить за съемную квартиру.

Госдолг США состоит из двух частей: внутриправительственного и публичного — их размер сейчас составляет примерно $5,9 трлн и $16,2 трлн соответственно. Первый сформирован задолженностью бюджета США перед правительственными агентствами, например, государственными пенсионными фондами.

Они имеют право вкладывать свободные средства в госбумаги — нерыночные облигации государственного займа. Бенефициаром таких бумаг является, к примеру, Целевой фонд социального страхования (Social Security Trust Fund) — организация, в которую поступают налоговые отчисления и которая занимается распределением пенсий и прочих компенсаций.

 На этот фонд сейчас приходится около $2,9 трлн госдолга США.

Публичная часть госдолга представляет из себя казначейские ценные бумаги, принадлежащие частным лицам, корпорациям, Федеральной резервной системе (ФРС) США, а также правительствам штатов и иностранных государств. Облигации Соединенных Штатов являются самыми популярными бумагами у инвесторов во всем мире.

Охотнее всего в госдолг США вкладывается Китай, который владеет $1,121 трлн казначейских ценных бумаг. Доходность американских облигаций небольшая — наиболее распространенные (десятилетние) долгосрочные обязательства сейчас приносят 2,68% годовых.

Однако это надежные бумаги с низкой вероятностью дефолта, которые всегда можно продать на открытом рынке по текущим ценам без серьезных потерь.

Почему госдолг постоянно растет?

Потому что постоянно растет дефицит бюджета, который приходится закрывать за счет эмиссии государственного долга.

Бюджетную дыру также можно было бы залатать за счет повышения налогов или сокращения расходов, но оба эти варианта пагубно сказались бы на экономическом росте и вызвали бы недовольство граждан страны.

США проблемы подобного выбора не испытывают: американский госдолг номинирован в той валюте, над эмиссией которой Вашингтон имеет прямой контроль, и при необходимости ФРС всегда готова включить печатный станок, чтобы выкупить долговые обязательства. Ни у одной другой страны мира нет такой возможности.

По этой же причине высокий внешний долг не станет причиной дефолта в стране. Дефолт, то есть неоплата процентов или основного долга по долговым обязательствам, возможен только тогда, когда государство не способно брать новые кредиты на покрытие старых.

В США такая ситуация может произойти только в одном случае — если Конгресс запретит федеральному правительству повышать лимит госдолга.

Летом 2011 года, во время президентства Барака Обамы, США оказались на пороге технического дефолта, но избежали его, просто повысив планку на $2,1 трлн.

Единственное, что реально волнует американцев, — это соотношение госдолга к ВВП. Согласно оценкам Всемирного банка, госдолг страны считается проблемным, когда он равен 77% годового ВВП государства.

Однако многие страны десятилетиями живут и с большим долгом, например, у Франции, Италии и Японии этот показатель превышает 100%.

США не исключение — в последние годы госдолг страны выше ВВП на несколько процентов (в 2017 году этот показатель находился на отметке 108%).

Какова позиция нынешней администрации?

Текущие долговые проблемы США — результат острого финансово-экономического кризиса 2007–2008 годов. С тех пор стране несколько раз приходилось повышать потолок госдолга, что приводило к политическим баталиям между прошлой администрацией демократа Барака Обамы и республиканской оппозицией в Конгрессе.

Трамп во время избирательной кампании 2016 года утверждал, что решит проблему огромного национального долга страны за два президентских срока или “за восемь лет”.

Он выражал уверенность в том, что после его налоговых реформ и пересмотра торговых договоров наступит экономический рост, который позволит Соединенным Штатам оплатить долг наличными средствами.

Уже на посту главы государства республиканец заявлял, что денежные средства, полученные от введенных США торговых пошлин, пойдут на погашение государственного долга страны.

45-й президент и его соратники-республиканцы считались “ястребами” в вопросе госдолга, тогда как демократы традиционно относились к его росту более спокойно.

Но уже с 2017 года стороны как будто поменялись ролями — теперь Трамп не только поддерживает повышение потолка, но и выступает за полную отмену процедуры периодического рассмотрения этого вопроса Конгрессом, что позволило бы федеральному правительству занимать деньги без ограничений.

Демократы в свою очередь настаивают, что задумки Трампа (например, все та же налоговая реформа) приведут к сильному раздуванию госдолга.

С 11 декабря 2017-го госдолг был заморожен на уровне $20,456 трлн. Но уже на следующий год стороны достигли соглашения, согласно которому правительство может неограниченно увеличивать федеральные займы до 1 марта 2019-го. После этого заработает такой потолок госдолга, который не позволит заимствовать выше уровня задолженности, который был достигнут к данному сроку.

Артур Громов

Источник: https://tass.ru/ekonomika/6109341

Почему Россия списывает долги другим странам, а своим гражданам нет?

Долги государства

На протяжении всего существования Российской Федерации происходят списание долгов разных стран всего мира перед СССР. В период с 1991 по 2019 год Россия практически каждый год списывает государственный долг какой-нибудь стране.

Картинка из источника: https://yandex.ru/images/search

Начиная с 1992 года — списание долга Никарагуа в размере 2,5 млрд.

долларов и заканчивая в 2019 году списанием части долга странам Африки, сумма которых суммарно составляет на 2019 год более 20 млрд. долларов.

Крупнейшим прощением долга Россией, можно считать долг Кубы перед Россией, было списано большая часть долга в размере 31,7 млрд. долларов, остальное решено возвращать в течение 10 лет.

Политика или Экономика? Или всё сразу ?

Зачем Россия занимается списанием долгов в такое тяжёлое время для себя (проблемы в экономике, санкции и подобная “дичь”)? Политическим ответом служит рассказ о том, что эти долги непосильны и страны не смогут их выплатить в любом случае — это правда, но только для официального ответа.

Картинка из источника: https://yandex.ru/images/search

Первое, долги прощают не полностью, а списывают лишь ту часть, которая является непосильной. То есть долг остаётся, но ровно столько, сколько заёмщик сможет отдавать без затруднений.

Второе, часть списаний происходит не просто так, а за политические уступки (поддержания лояльного политического строя, расположение военных баз и т.п.) или экономические преференции и преимущества перед другими. Если вы думаете, что так поступает только Россия, то вы заблуждаетесь. США списывала долги Ираку в 2004 году (около 4 млрд.

долларов), Китай списал Кубе (около 6 млрд. долларов), МВФ списывает долги своим должникам так же!

Борьба за новые рынки и место под солнышком.

Поговорим про страны Африки, полные полезных ископаемых, сырья и рынков сбыта. Где другие страны пытаются зайти на рынки стран Африки путём подкупа или прямых займов новых реальных денег, Россия делает эти действия путём списания долгов.

Картинка из источника: https://yandex.ru/images/search

То есть Россия списывает долги, которые страны Африки вернуть не в силах, так как экономика развита слабо. Взамен, в эти страны получают вход наши компании (нефтяные, газовые, добыча ресурсов, постройка электростанции). За эти же привилегии другие страны вынуждены вливать настоящие деньги на эти же суммы.

Картинка из источника: https://yandex.ru/images/search

Лучше бы отдали эти деньги гражданам или пенсионерам.

Пенсионная деятельность страны, увы, “гнилая” и требует реформ, но это не цель темы. Первое, этих денег нет у государства, это долги, которые невозможно вернуть и они будут висеть тяжким грузом еще много лет.

Россия использует их в своих экономических интересах, которые я описал выше. Но реальных денег — здесь и сейчас нет, чтобы их раздавать гражданам (хотя бы в рамках социальной помощи).

Вопрос, было бы это лучше — раздать деньги людям остаётся, но этих денег нет, чтобы их раздать.

Картинка из источника: https://yandex.ru/images/search

Простили бы кредиты Россиянам, а не чужим странам.

Тут я выделю две части.
Первая — списание долгов другим странам — это получение экономической выгоды, в том числе и наших граждан.

Пример: Списываем долги стране — получаем лояльность политики этой страны — получаем контракты на строительство инфраструктуры в этой стране, например АЭС — на строительство этой АЭС получаем рабочие места для собственных специалистов — заводы в РФ получают новые заказы — после строительства ведется обслуживание нашими специалистами этого объекта — получаем новые оплачиваемые места и прибыль от строительства объектов + рост дружеских отношений со страной-заказчиком.
Вторая — заёмные средства, граждане берут не у страны, а у частных компаний. То есть прощать имеют право только они, а компании работают на прибыль и прощать долги не будут (никто не работает в убыток).В первом случае списание долгов — это инвестирование в будущее, где мы обязательно получим свои дивиденды, а во втором (допустим, РФ выплатит компаниям долги за граждан) – это будет трата средств, хоть это и будет приятно гражданам, но перспективы эти деньги не дадут.

Вывод:

Если разобраться в вопросе, то никакого ужаса в списании долгов другим странам нет — это обычный экономический инструмент, которым пользуются множество стран в мире.

PS:

На данную тему я высказал свою точку зрения, никого не заставляю считать её единственно верной. Это мои мысли и они мне кажутся верными, я решил ими поделиться с целью: Позволить другим взглянуть на эту ситуацию с другой стороны/под другим углом/другим взглядом.

Если вам понравилась или была полезной статья, то ставьте палец вверх, оставляйте свои комментарии и подписывайтесь на канал.

Спасибо за внимание, удачи в финансах !

Ссылки на статьи моего канала, которые могут вас заинтересовать:

1) Финансовая литература: Мани, или Азбука Денег.

2) Финансовый консультант. Ваш проводник в мире финансов.

3) Финансовая литература: Самый богатый человек в Вавилоне.

При написании статьи были использованы следующие источники:
1) Открытые источники в интернете
2) Мой личный опыт

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d7557441e8e3f00b0212376/5ddb7d57c047f615998fa14e

Откуда берутся мировые долги и сколько триллионов задолжают страны мира?

Долги государства

Мировой экономический кризис затрагивает и страны развивающихся рынков, которые вынуждены предпринимать меры, чтобы обезопасить свою экономику. Но эта многочисленная группа стран тоже имеет внешние долги, хоть и не такие огромные, как у стран с развитой экономикой, что тоже негативным образом сказывается на мировой экономике.

Возникает главный вопрос — кому должны все страны и какая есть альтернатива существующей финансовой системе? Именно этой проблеме — глобального масштаба и будет посвящена наша статья.

Терминология и отдельные понятия, которые не стоит сводить в одно — госдолг

Государственным долгом страны (public dept) называют финансовые займы правительства страны для погашения дефицита бюджета.

Госдолг рассчитывается в национальной валюте страны или в долларах США, но для большей наглядности отображается как процент заимствования от ВВП этой страны (т.е. % от размера экономики — Таблица 1). Государственный долг не следует путать с внешним долгом.

Государственные долги сегодня в основном существуют в виде облигаций на внутреннем и внешнем рынках, а частные — в виде банковских кредитов (коммерческих, ипотечных, потребительских и т.д.).

Внешний долг — определяется как сумма государственного и частного долга к погашению нерезидентам в иностранной валюте, товарами или услугами (Таблица 1).

И именно он показывает общую долговую нагрузку на экономику страны.

Наличие значительного внешнего долга в иностранной валюте расценивается, как серьезная угроза стабильности национальной валюты и всей национальной экономике. Это однозначно говорит о том, что часть национального богатства принадлежит иностранцам.

Золотовалютные резервы (международные резервы или официальные резервы) — внешние высоколиквидные активы, представленные в виде иностранной валюты и золота, которые находятся под контролем государственных органов денежно — кредитного регулирования и в любой момент могут быть использованы для финансирования дефицита платёжного баланса, для интервенций на валютных рынках, оказывающих влияние на курс национальной валюты, или для аналогичных целей (Таблица 1).

Статистика распределения по странам — внешний долг, государственный долг, инфляция и активы (резервы)

Таблица 1 (в пустых клетках — нет данных)

Страна                               Размер внешнего долга (в дол. США)        Резервы (в дол.США)

                                                                                                                            Инфляция в %

(Справочник ЦРУ за 2017 год)

В нашей таблице представлены двести с лишним стран, поэтому для удобства давайте их разделим на две группы — развитые и развивающиеся.

Это необходимо сделать для того, чтобы выделить их совокупную долю по тем показателям, которые даны в таблице 1 за 2017 год и сравнить их. Но для начала, давайте перечислим эти страны по группам.

Страны с развитой экономикой (41):

Европа и Ближний Восток — Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Израиль, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Сан-Марино, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония, Лихтенштейн, Монако, Ватикан и Фарерские острова;

Австралия, Океания и Дальний Восток — Австралия, Гонконг, Новая Зеландия, Сингапур, Тайвань, Южная Корея и Япония;

Северная Америка — Канада, США и Бермудские острова;

Страны с развивающейся экономикой (153):

Европа — Албания, Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Венгрия, Косово, Литва, Македония, Черногория, Польша, Румыния, Сербия, Турция;

СНГ — Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Украина, Узбекистан;

Азия — Бангладеш, Бутан, Бруней, Камбоджа, Китай, Фиджи, Индия, Индонезия, Кирибати, Лаос, Малайзия, Мальдивы, Маршалловы острова, Микронезия, Монголия, Мьянма, Непал, Палау, Папуа-новая Гвинея, Филиппины, Самоа, Соломоновы острова, Шри-Ланка, Таиланд, Восточный Тимор, Тонга, Тувалу, Вануату, Вьетнам;

Латинская Америка и страны Карибского бассейна — Антигуа и Барбуда, Аргентина, Багамы, Барбадос, Белиз, Боливия, Бразилия, Чили, Колумбия, Коста-Рика, Доминика, Доминиканская Республика, Эквадор, Сальвадор, Гренада, Гватемала, Гайана, Гаити, Гондурас, Ямайка, Мексика, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Суринам, Тринидад и Тобаго, Уругвай, Венесуэла;

Средний Восток, Северная Африка — Афганистан, Алжир, Бахрейн, Джибути, Египет, Иран, Ирак, Иордания, Кувейт, Ливан, Ливия, Мавритания, Марокко, Оман, Пакистан, Катар, Саудовская Аравия, Судан, Сирия, Тунис, ОАЭ, Йемен;

Тропическая Африка — Ангола, Бенин, Ботсвана, Буркина-Фасо, Бурунди, Камерун, Кабо-Верде, Центрально-африканская республика, Чад, Коморские острова, Демократическая Республика Конго, Республика Конго, Кот-д’Ивуар, Экваториальная Гвинея, Эритрея, Эфиопия, Габон, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Кения, Лесото, Либерия, Мадагаскар, Малави, Мали, Маврикий, Мозамбик, Намибия, Нигер, Нигерия, Руанда, Сан-Томе и Принсипи, Сенегал, Сейшельские острова, Сьерра-Леоне, ЮАР, Южный Судан, Свазиленд, Танзания, Того, Уганда, Замбия, Зимбабве.

Данная классификация представлена МВФ и включает 188 стран плюс шесть стран, которые не входят в данную организацию — это Андора, Бермудские острова, Фарерские острова, Лихтенштейн, Ватикан и Монако. Эти страны относятся к развитым экономикам и представлены Всемирным банком (ВБ). (https://ru.wikipedia.org/wiki/Развитые_страны)

Оценка показателей из Таблицы 1

В 2017 году внешний долг всех стран составлял 106.554.860.470.418 долларов. На страны с развитой экономикой приходилось 68.221.197.600.000 долларов или 64 % от совокупного долга.

По внешнему долгу лидеры в этой группе Евросоюз — 29,2 трлн долларов, США — 17,9 трлн долларов и Великобритания — 8,1 трлн долларов соответственно. Внешний долг стран с развивающейся экономикой составил 38.333.662.870.418 долларов или 35,9 % от совокупного долга.

Если учесть, что стран с развитой экономикой всего 41, а с развивающейся экономикой 153, то совокупный внешний долг в 68,2 трлн долларов очень большой.

Внешние долги наглядно показывают — какие страны являются производителями благ, а какие только потребителями.

В 2017 году золотовалютные резервы (далее — ЗВР) всех стран составляли 12.010.975.361.803 долларов.

Источник: https://www.kramola.info/vesti/vlast/otkuda-berutsya-mirovye-dolgi-i-skolko-trillionov-zadolzhayut-strany-mira

Госдолг России в 2019 году. Что такое внутренний и внешний государственный долг

Долги государства

Государственный долг – это сумма задолженности государства перед внешними и внутренними кредиторами, включая займы и начисленные по ним проценты.

Простыми словами, госдолг – это то, сколько денег государство взяло взаймы и теперь обязано вернуть собственным гражданам и иностранцам. Как и любые кредиты, государственный долг нужно обслуживать – выплачивать проценты и постепенно погашать основную сумму долга.

Государственный долг делится на внутренний и внешний. Внешний госдолг России на июль 2019 года составил 53,9 миллиарда долларов, отчиталось Министерство финансов РФ. Госдолг США превышает 22 триллиона долларов, сообщает Министерство финансов США.

Однако абсолютный размер государственного долга не говорит о том, хороша или плоха экономическая ситуация в стране. Важнее его величина относительно ВВП, объема экспорта, величина на душу населения и расходы по обслуживанию долга.

У экономистов нет единой точки зрения на то, как госдолг влияет на экономический рост. Одни исследования указывают, что положительно – в странах с более высоким госдолгом активнее растет ВВП. Другие исследования показывают отрицательную связь госдолга с ВВП на душу населения.

Структура госдолга: внешний и внутренний государственный долг

Государственный долг делится на внутренний и внешний.

  • Внутренний долг – это долговые обязательства правительства перед юридическими и физическими лицами внутри страны. К внутреннему долгу относятся:
    • Долг по государственным ценным бумагам (облигации федерального займа etc).
    • Гарантии государства под ценные бумаги, выпущенные акционерными обществами.
    • Кредиты, выданные государству банками и другими кредиторами.
    • Не выплаченные физическим и юридическим лицам компенсаций и т.д.

Внутренние обязательства делятся на рыночные и нерыночные.

    • Рыночные обязательства – это обязательства по выпущенным облигациям.
    • Нерыночные обязательства возникают в результате исполнения государственного бюджета – к концу года долги бюджетных организаций переоформляются во внутренний долг.
  • Внешний долг – это задолженность по внешним займам, в иностранной валюте. Внешний долг – долг перед другими государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. К внешнему долгу относятся:

    • Долг по государственным ценным бумагам.
    • Кредиты, выданных государству внешними кредиторами.
    • Гарантии государства под кредиты, полученные за рубежом организациями-резидентами.
    • Задолженность по внешнеторговым операциям бюджетных организаций.

Что такое реструктуризация госдолга

Когда страна не может выплачивать долг на заранее оговоренных условиях, ей необходима реструктуризация. Реструктуризация долга – это пересмотр условий обслуживания долга: процента, суммы, сроков выплаты. Условия реструктуризации обсуждаются на переговорах должника с кредиторами.

Госдолг России. Сумма Госдолга РФ в 2019 году

Государственный долг России – это сумма долговых обязательств перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, говорится в Бюджетном кодексе РФ.

После распада СССР в 1991 году Российская Федерация взяла на себя обязательства по долгам Советского Союза взамен на отказ бывших союзных республик от зарубежных активов СССР. Длительное время советский долг – до 110 млрд долларов – составлял большую часть внешнего долга России.

В 1990-е годы в связи с тяжелой экономической ситуацией Россия стала набирать новые кредиты за границей. Пик российского государственного долга пришелся на 1998 год – он составил 146,4% ВВП (из сообщения МИД РФ).

На 1 января 2000 года внешний госдолг достиг 146 млрд долларов (суммарный внешний и внутренний госдолг – 84% ВВП). На начало 2007 государственный внешний долг был снижен до 52 млрд долларов (5% ВВП).

На 1 июля 2019 года государственный внешний долг России составляет 53,9 миллиарда долларов, сообщает Министерство финансов РФ. Государственный внешний долг России находится в пределах 16-16,5% ВВП, это очень мало, признают аналитики. Для сравнения, у некоторых стран еврозоны он превышает 100% ВВП.

Общий внешний долг России (включая негосударственный) на 1 июля 2019 года составляет 482,4 млрд долларов, приводит данные ЦБ РФ. Он полностью покрыт золотовалютными резервами, а этим не может похвастаться ни одна развивающаяся экономика мира.

Впервые в истории наши резервы полностью покрывают внешний долг как государства (он у нас очень небольшой), так и коммерческого сектора. И эти деньги работают, в том числе в полном объеме поступают в российский бюджет доходы от размещения средств Фонда национального благосостояния.

Президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному собранию, февраль 2019 года

За первую половину 2019 года Россия нарастила внешний госдолг. При этом растет и профицит федерального бюджета. Строго говоря, никакой нужды занимать за рубежом у Минфина нет, отмечает telegram-канал Anews «Ясно Понятно».

Однако заимствования на внешнем рынке, во-первых, дешевы, во-вторых, носят «имиджевый» характер – позволяют заявить о себе на мировом рынке долга. Минфин РФ, судя по всему, решил воспользоваться благоприятными обстоятельствами и занимал по принципу «на черный день», указывает «Ясно Понятно».

Что такое санкции против госдолга России и чем они грозят

Внешний госдолг России – это облигации, номинированные в основном в иностранной валюте. Чаще всего покупают такие облигации инвесторы-нерезиденты.

В США неоднократно говорили о возможности ввести санкции против госдолга России, то есть запретить иностранным инвесторам приобретать российские государственные ценные бумаги.

Это предполагает один из пунктов законопроекта «О защите безопасности США от агрессии Кремля» (Defending American Security from Kremlin Aggression Act – DASKA).

В очередной раз данный законопроект бурно обсуждали в феврале 2019 года, однако пока разговоры так и остались разговорами.

Угроза санкций может оказать прямое влияние на объем российского госдолга через спекулятивные денежные потоки, объяснял экономический обозреватель Anews Александр Яковлев. Ведь именно эти деньги подпитывают покупки российских государственных ценных бумаг и помогают долгу расти. Парадокс: чем сильнее санкции, тем меньше темпы роста госдолга.

Важно понимать, что резкий роста внешнего госдолга в 2019 году создает риски для рубля. Не цены на нефть, а потоки иностранного капитала на долговом рынке становятся главной силой, которая двигает курс. Российская национальная валюта становится более уязвимой: если горячие спекулятивные деньги по какой-либо причине начнут уходить, рубль может резко ослабеть.

В августе 2019-го президент США Дональд Трамп все-таки ввел санкции против российского госдолга, но очень ограниченные. Американским финансовым организациям запретили покупать долговые бумаги Минфина РФ, номинированные в валюте. Да и то только первичные выпуски – вторичный рынок не закрыт.

Это означает, что ключевого сегмента рынка русского долга – рублевых облигаций федерального займа – санкции не коснулись, объясняет аналический блог Anews «Ясно Понятно». К тому же, никто не запрещает выпускать бонды в других валютах – евро, британском фунте, швейцарском франке, йенах – и продавать их неамериканцам.

Кроме того, в указе Трампа никак не упомянуты крупные корпорации и банки – их долги американцам покупать по-прежнему можно.

Источник: https://www.anews.com/p/114388693-gosdolg-rossii-v-2019-godu-chto-takoe-vnutrennij-i-vneshnij-gosudarstvennyj-dolg/

Госдолг России: что это такое и его размер на сегодняшний день

Долги государства

Любая страна мира имеет в экономике государства важный документ – государственный бюджет. Он позволяет планировать расходы государства на год по таким важным статьям, как медицина и образование, оборона и наука, социальное обеспечение и строительство инфраструктуры, и многое другое.

Доходы государственного бюджета формируются за счет налоговых поступлений от граждан страны (налог на добавленную стоимость, подоходный налог и другие), от предприятий (налог на прибыль предприятий, рента на ресурсы).

Бюджет пополняется и за счет прибыли с экспорта товаров, услуг и ресурсов. Часто бывает, что расходы государственного бюджета превышают его доходы, что образует дефицит – т.е. нехватку денег. И тогда государству приходится занимать финансы у других государств или у населения, выпуская долговые бумаги – облигации. Суммы ежегодных займов и образуют государственный долг.

Что такое государственный долг?

Госдолг – это совокупность денежных займов государства у других стран для покрытия дефицита бюджета. Он равен сумме займов за прошлые года с учетом вычета профицита бюджета (излишек). Т.е. это сумма обязательств по долговым выплатам перед государствами, выдающими деньги или перед иными фондами.

При рассмотрении государственного долга не учитываются те займы, которое государство выдаёт другим странам, учитываются только его займы. Аналогично, не учитывают и обязанность государства выплачивать пенсии и социальные пособия.

Объем внешнего и внутреннего долга выражается либо в валюте страны, либо в общепринятой валюте – долларах США. Для более объективной оценки государственный долг выражают в процентном соотношении суммы долга от размера валового внутреннего продукта (ВВП).

Виды государственного долга

Часто рассматривают два вида госдолга, исходя из вида кредитора.

Внутренний долг

  • Долг по ценным бумагам государства (например, ОФЗ).
  • Гарантированные выплаты по ценным бумагам акционерных обществ.
  • Займы у государственных банков внутри страны (кредиты).
  • Отсутствие выплат компенсаций юридическим и физическим лицам.
  • Заём по ценным бумагам, которые выпустило государство.
  • Кредиты внешних кредиторов (например, международным валютным фондом).
  • Долги по торговым операциям с другими странами.

Внешний долг

Многие эксперты и экономисты считают, что высокое значение государственного долга негативно сказывается на экономике государства и превышение выше, чем на 100% от ВВП может привести к дефолту. Некоторые же утверждают, что большой государственный долг стимулирует экономическое развитие страны, мотивацией к развитию которой и выступают выплаты по внешнему или внутреннему долгу.

Страны мира и их долги в % от ВВП

Госдолг Российской Федерации

После распада Советского Союза в 1991 году все долговые обязательства СССР перешли на руки к России. Взамен другие союзные республики перестали претендовать на долю в международных ценных бумагах Советского союза.

В последнее десятилетие XX века огромную долю внешнего долга страны составляли бывшие долги распавшегося государства. Так, в 1994 году внешний долг России составил $118 млрд. из которых $104 млрд.

приходилось на долги СССР (почти 90% от общего долга).

В начале 90-х годов Россия начала совершать новые займы из-за постоянного дефицита бюджета. Размер долга неуклонно увеличивался, выплат практически не было и в 1998 году, в год кризиса, внешний долг добрался до максимальной отметки в $187,8 млрд.

Когда кризис прекратился, после 1998 года последовало сокращение государственного долга РФ. Летом 2006 года в результате долгих переговоров Россия выплатила «Парижскому клубу» $22,5 млрд. сократив долг СССР до $50 млрд.

С учетом займов уже Россией долг составлял почти $235 млрд.

Почти $3,7 млрд. Россия выплатила в 2013 году бывшим кредиторам Советского Союза Чехии и Финляндии. Летом 2017 года Босния и Герцеговина, как кредитор бывшего союзного государства, получила последний крупный транш по советскому долгу в размере $124,5 млн. На сегодняшний день долги СССР практически погашены.

С максимальной отметки 1998 года на начало 2002 года долги России сократились до минимума в $145,6 млрд. Развитие экономики страны с начала 2000-х послужило полем для иностранных инвестиций и займов для России. Активный рост кредитования от коммерческих компаний повысил государственный долг до $541 млрд. к 2008 году.

В этом же году начался мировой финансовый кризис, который сильно ощутили страны бывшего союзного государства, в том числе и Российская Федерация. Сократился объем внешний займов и инвестиций. Но в 2009 году рост кредитования увеличился и с $445 млрд. в середине 2009 долг увеличивался до $716 млрд. вплоть до конца 2013 года.

Летом 2014 года государственный долг России достиг очередного пика в связи с санкциями западных стран в отношение России в связи с событиями на Украине. Максимальное значение составило $735 млрд. к июлю 2014 года. Санкции запретили многим иностранным резидентам предоставлять кредитные деньги для России, что послужило снижению долга в последующие годы.

Зимой 2014-2015 годов на бюджет России пришлись рекордные выплаты по долгам. За короткий период в несколько месяцев были произведены выплаты по госдолгу на сумму более $100 млрд., что послужило валютному кризису в стране и обвалу рубля на фоне падения мировых цен на нефть.

К началу 2019 года внешний долг страны сократился почти на $300 млрд. и составляет около $450 млрд. Долг СССР на 1 января 2019 года составил всего $800 млн.

Динамика государственного долга России и его составных частей

Из чего состоит внешний долг России?

По данным министерства финансов структура долга России на 1 марта следующая:

  • Внешний долг (включая СССР) – $47,557 млрд,

который состоит из следующих статей:

  • Долги двусторонним кредиторам, которые не состоят в Парижском клубе – $490 млн.
  • Долги многосторонним кредиторам – $485 млн.
  • Долги по внешним облигациям – $35,058 млрд.
  • Гарантированные выплаты в валюте других стран – $11 млрд.
  • Прочее – $30 млн.

Внешний долг Российской Федерации

Исходя из графика с 2000 года объем внешний займов сокращается и составляет около 10% от общего долга в 2019 году. Но, с сокращением внешних займов, растут внутренние.

Оценка госдолга РФ и состояние экономики

После выплат Парижскому клубу государственный долг страны составил 9% от ВВП. К 2008 году он сократился до 5%. Это очень низкие цифры, по сравнению с другими странами. Для сравнения приведены следующие страны:

  • США – более 110% от ВВП.
  • Япония – более 200% от ВВП.
  • Франция – 98% от ВВП.
  • Греция – более 180% от ВВП.
  • Италия – около 135% от ВВП.

Для сравнения с Россией, как с нефтедобывающей страной, государственный долг стран экспортеров углеводородов:

  • Норвегия – около 30% от ВВП.
  • Саудовская Аравия – 8%.
  • Кувейт – 7,5%.
  • Узбекистан – 7%.

Госдолг России доля от ВВП

Последствия

  • Перенос бремени долга страны на последующие поколения (если ВВП растет меньшими темпами, чем долг).
  • Доходы внутри населения перераспределяются. Те, кто вкладываются в облигации – поучают проценты по выплатам, а те, кто такой возможности не имеют, просто платят налог в бюджет, часть которого идет на погашение долга.
  • Государственные ценные бумаги вытесняют с экономики частные инвестиции.
  • Устойчивость экономики государства снижается, что приводит к рискам обвала валюты или кризису. Например, у США огромный государственный долг, но их преимущество в том, что процент выплат очень низкий. Но в годы кризиса процент по кредитам возрастает, что увеличит на нагрузку на экономику государства.
  • Рост государственного долга снижает рост ВВП страны на душу населения.
  • Увеличение заложенности обратно пропорциональна объему внешних инвестиций в государство, что затормаживает его экономическое развитие.

Заключение

  • Государственный долг страны образуется из-за дефицита государственного бюджета и состоит из внешних кредитов и внутренних займов у компаний и населения.
  • На 2019 год внешний долг нашей страны очень низкий, но растет объем внутреннего долга. Внешний и внутренний долги составляют десятую часть ВВП страны, что является хорошим и устойчивым показателем.
  • На сегодняшний день Россией практически выплачен государственный долг СССР.
  • На увеличение госдолга влияют мировые финансовые кризисы

Источник: https://dividendoff.net/makroekonomika/gosdolg-rossii.html

Государственные долги

Долги государства

Государственные долги представляют собой результатзаимствований, необходимых для сокращения последствий дефицита бюджета. Чтопредставляет собой это понятие, которое считается ключевым, когда речь идет обэкономическом состоянии страны? В нижеследующей статье представлен детальныйобзор этого вопроса.

Общие положения

Государственный долг России – тема, требующая детальногоразбора. В этом контексте также важен вопрос о существующих видах обязательств,сущности внутреннего государственного долга РФ, принципах проводимой нашей странойполитики.

Что это такое?

Государственный долг – это сумма предшествующих расходов,превышающих доходы, а также сумма бюджетных дефицитов. Рост госдолга сулитсокращение финансирования бюджетными средствами. Следствием оказываютсявременные ограничения по выплатам социального характера. Уровень благосостояниянаселения снижается.

Виды

О коротких, средних и долгих сроках в отношении госдолгаидет речь, когда основанием разделения является время действия обязательства.Краткосрочный долг действует не больше года, среднесрочное обязательствопредполагает возврат долга максимум через 5 лет. Долгосрочный вариант дает осебе знать при превышении пятилетнего срока.

Поскольку краткосрочные обязательства берутся государствомпод высокую процентную ставку, этот вариант долга оказывается самымобременительным. Зачастую действия государства-должника сводятся к продлению исведению воедино нескольких долгов. Но для подобного шага нужно одобрениекредитора (страны, выступившей займодателем).

Если в качестве основания взять отношение к кредитору, то формамиили видами государственного долга будут обязательства внутреннего и внешнегохарактера. Задолженность по выплатам социального характера в долговую сумму невходит.

Сущность внутреннего долга

Под сущностью внутреннего долга государства следует пониматьвсю совокупность отношений кредитно-финансового характера. Движение капитала отнаселения в бюджет и обратно определяет указанные отношения.

На первых этапах развития рыночной экономики в России причинойвозникновения обязательств стало увеличение расходов в границах одного сектора– прежде всего, военного.

Повышение уровня безопасности способствовало ростуразмера внутренней задолженности. Постепенно картина менялась, в действиеприводились и другие секторы экономики, например, связанные с научнымиразработками.

Изменение политики государственных расходов повлекло за собойобразование рынка кредитного финансирования.

Суммируя, можно отметить, что государство имеетобязательства перед:

  1. предприятиями и гражданами (вклад в госбюджет,исполнение госзаказов, реализация программ);
  2. лицами, делающими вклады в банках.

К госдолгу также относятся государственные облигации ивекселя.

«Сущностная особенность внутреннего государственного долга – задолженности стран-партнеров не влияют на его погашение. Исполняться обязательства должны независимо от возврата денежных средств».

Принципы долговой политики РФ

Политика, направленная на решение вопросов, связанных свнутренним государственным долгом страны, демонстрирует определенные принципы.Дает о себе знать необходимость:

  • развития рынка ценных бумаг;
  • привлечения новых инвесторов;
  • увеличения оборота облигаций;
  • уменьшения расхода бюджета;
  • недопущения роста ставок по облигациям;
  • структурного изменения внутренней задолженности.

Не подлежит сомнению тот факт, что долговые обязательствавлияют на сегодняшнее положение вещей на валютном рынке. В России установленпредельный срок, в рамках которого необходимо выполнить долговое обязательство.Он равен 30 годам.

Влияние государственного долга на экономику страны и меры по его погашению

Если государственный внутренний долг непрерывно растет,внутригосударственные последствия могут стать катастрофическими.

Сокращениефинансирования определенных секторов экономики провоцирует протестныенастроения (акции, забастовки и т.д.). Одним из ярких примеров недавнегопрошлого – ситуация в Греции.

Самым серьезным последствием экономическогокризиса становится государственный переворот.

Причина роста финансовой напряженности кроется в нарастающейнеобходимости получения новых кредитов. Крайний случай, когда кредиторыотказываются от дальнейшей финансовой поддержки. В этом контексте проливаетсясвет на тесную взаимосвязь государственного бюджета и государственного долга.

Когда речь заходит о государственном внутреннем долгеРоссийской Федерации, нужно упомянуть ключевую роль Центробанка.

Именно ониспользует важнейший инструмент (ставка рефинансирования), влияя наэкономические показатели страны и уровень ВВП.

Когда валовый продукт растетбыстрее, чем повышается ставка, страна попадает в категорию платежеспособных иможет претендовать на получение очередного займа.

Долгие годы существования рыночной экономики позволилистранам, оказавшимся в статусе должника, разработать ряд мер, способствующихсокращению объемов госдолга. Можно выделить следующие:

  • оплата задолженностей за счет использованияограниченного золотовалютного резерва;
  • получение отсрочки (пролонгация долга) илиобъединение долгов в один на более выгодных условиях;
  • уменьшение ставки по облигациям и векселям(конверсия);
  • реструктуризация долга;
  • аннулирование по инициативе должника (редкийслучай) или страны-займодателя (так называемое «прощение долгов»).

«Увеличение госдолга также связано с усиленным инвестированием средств на реализацию военных программ, с возрастанием безработицы».

Состав внутренней задолженности государства в рыночной экономике

Задолженности по кредитам (в том числе бюджетным), по выпущеннымоблигациям, ваучерам и векселям, а также обязательства, возникающие в связи сгосударственными гарантиями включаются в структуру государственного долга.

На указанные выше составляющие в объеме внутреннегогосударственного долга ежегодно накладывается ограничение в полном соответствиис Бюджетным кодексом РФ. На практике возникают ситуации с превышениемустановленного лимита.

Управление государственным долгом и его обслуживание

Систему мероприятий, основная цель которых состоит вустановлении порядка, выплате доходов, погашении займов, выставлении долговогообязательства, называют управлением государственным долгом.

Эту задачу берет насебя правительство страны или уполномоченное Министерство финансов. Если речьидет об управлении муниципальным долгом, роль управленца берет на себя местнаяадминистрация.

В последнем случае в качестве регулирующего документа выступаетустав муниципалитета.

Бюджетное законодательство нашей страны четко прописываетнеобходимость использования методов управления. Речь идет о реструктуризации,новации, конверсии и других методах (о них уже говорилось в предыдущем пункте).

Под обслуживанием государственного и муниципального долга понимаетсяпроведение финансовых операций, направленных на выплату доходов (процентов) поимеющимся обязательствам. Отвечает за обслуживание Банк России.

К обслуживаниютакже стоит причислить особый вид деятельности Минфина страны, касающийсяфиксации (регистрация в книгах долгов) всех государственных заимствований.

Аналогичная деятельность осуществляется и в субъектах страны – долговые книгиведутся усилиями муниципальных образований.

Международный опыт проведения долговой политики государства

Изучение опыта ведения долговой политики странами ближнего идальнего зарубежья способствует разработке собственных вариантов решениявнутренних и внешних финансовых проблем. Это один из самых приемлемых путейдальнейшего развития. Поскольку Россия имеет значительный внутреннийгосударственный долг, вопрос о том, как найти приемлемый выход из сложившейсяситуации, представляется актуальным.

В некоторых скандинавских странах практикуется особаяполитика ведения долгового портфеля, напоминающая работу с портфелем ценныхбумаг. Преследуемая цель – снижение рисков и затрат на обслуживание долга.Разработанная базовая модель приводит к успеху. Например, используя примернотакую же схему, Новая Зеландия в период с 1994 по 2000 год смогла полностьюпогасить внешний долг.

Великобритания демонстрирует пример того, как нужно грамотноизбегать перспективы долгосрочных расходов на поддержание трат Правительства.Выкуп долговых обязательств – решение американского правительства в направленииминимизации последствий гигантского долга.

Однозначного решения для конкретной экономики не почерпнутьиз мирового опыта. Самый оптимальный вариант здесь – разнообразить методыреструктуризации долга, поскольку только на этом пути можно снизить нагрузку навнутренний рынок, а также обрести перспективу получения новых кредитов (кпримеру, в Международном банке реконструкции и развития).

Государственный долг США

В мировом масштабе США являются обладателями самоговнушительного долга. В январе 2019 года цифра почти достигла отметки в 22триллиона долларов.

Однако по отношению к ВВП страны штаты занимают далеко непервую строчку.

В послевоенное время в прошлом веке стране удалось добитьсязначительного экономического прироста и значительно сократить показательсоотношения долговых обязательств к валовому продукту.

В 2011 году в связи с необходимостью увеличения лимита госдолгастрана оказалась на грани технического дефолта.

В 2017 году уже при ДональдеТрампе было принято решение о неограниченных федеральных займах.

Пока доход,идущий от организаций за счет налога, позволяет обслуживать имеющийся долг, нопри увеличении ставки по облигациям затраты могут возрасти до половинысобранной за счет налогообложения суммы.

Внутри общего долга доля внутригосударственных обязательствсоставляет порядка 6 триллионов. По данным 2018 года крупнейшими кредиторамиСША являются Китай и Япония. Еще в 1989 году в Нью-Йорке был размещен публичныйсчетчик, впоследствии демонтированный. Обновленная версия есть в городе до сихпор.

Государственный долг РФ

Долги союзных республик после событий 1991 года отошлиРоссии. Через семь лет наступил кризис и внешний долг РФ достиг пиковой точки,составив 188 миллиардов долларов. К 2006 году удалось погасить часть долгов покредитам на общую сумму 22,5 миллиарда долларов.

Экономический кризис, грянувший в 2008 году, привел к тому,что доля зарубежных заимствований значительно сократилась. Впоследствииполучение иностранных кредитов продолжилось. Очередной максимум задолженностибыл достигнут в 2014 году, сумма превысила 700 миллиардов долларов.

Украинские события привели к запрету на предоставлениезападных кредитов резидентам, размер обязательства стал сокращаться. Итогомстал валютный кризис и обрушение курса рубля.

Благодаря работе пресс-центра Минфина открытые данные обобязательствах страны доступны каждому гражданину. По отношению к ВВП страныобъем задолженности находится в пределах 10%. Благодаря резервам удалосьдостичь полного покрытия имеющегося долга, о чем сообщил президент страны В.В.Путин в своем обращении к Федеральному собранию в феврале 2019 года.

Если вы не нашли ответ на свой вопрос или остались недопонимания, обратитесь за бесплатной консультацией к юристу в чате на нашем сайте

Источник: https://wdia.ru/bankrotstvo/informatsiya/gosudarstvennye-dolgi

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.