+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Государство государственные и муниципальные образования как субъекты гражданского права

Содержание

Государство и государственные (муниципальные) образования как субъекты гражданского права

Государство государственные и муниципальные образования как субъекты гражданского права

План

  • 1. Гражданская правоспособность государства и государственных (муниципальных) образований
  • 2. Формы участия государства в гражданском обороте
  • 3. Порядок участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством
  • 4. Ответственность по обязательствам РФ, субъекта РФ, муниципального образования
  • 1) Государство в гражданском обороте может рассматриваться как единый и единственный субъект. В тоже время Российское государство является многоуровневым образованием, что связано со множественностью функций, выполняемых государством в современную эпоху, так и особенностями именно РФ, с ее большой территорией и многообразием культуры и быта населяющих ее людей. Государство подразделяется на субъекты различных уровней: РФ, субъекты Федерации и муниципальные образования.
  • 2) Правоспособность государства обладает рядом особенностей, связанных с тем, что государство осуществляет публичную власть. Государство как суверен обладает свойствами, которые превращают его в особого субъекта гражданского права: государство само принимает законы; может принимать административные акты, из которых возникают гражданско-правовые отношения, независимо от воли другой стороны; государство сохраняет властные функции даже тогда, когда оно вступает в построенные на началах равенства гражданско-правовые отношения; государство пользуется иммунитетом.
  • 3) В отношениях, регулируемых частным правом, государство не обладает властными полномочиями, то есть происходит своеобразное “расщепление” личности государства в зависимости от природы отношений, в которых оно участвует.

Государство участвует в гражданском обороте не в своих частных интересах, а в целях наиболее эффективного отправления публичной власти. Эти цели предопределяют сущность правоспособности государства. Она не может быть общей или специальной, а является целевой, то есть государство, вступая в гражданский оборот, должно следовать своему предназначению.

  • 4) Государство как таковое неспособно своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, а также создавать и исполнять обязанности. От его имени действуют государственные органы, как юридические лица. Согласно п. 2 ст. 124 ГК к государственным и муниципальным образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (например, государственные органы и органы местного самоуправления не могут быть участниками полных товариществ). Они отвечают по своим обязательствам, принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме того имущества, которое закреплено за юридическими лицами или может находиться только в государственной или муниципальной собственности (п. 1 ст. 126 ГК).
  • 2. Формы участия государства в гражданском обороте
  • 1. Отношение собственности – важнейшая область гражданско-правовых отношений, в которой участвует государство.

Законодательством определены объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности, объекты федеральной собственности, которые могут передаваться в собственность субъектов РФ, объекты муниципальной собственности (см. Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.91 г. № 3020-1 // Собрание актов РФ. 1993. № 35. Ст. 3320).

Конституцией РФ (ст. 114) осуществление управления федеральной собственностью отнесено к полномочиям Правительства.

Государство приобретает право собственности как по основаниям общим для всех субъектов гражданского права, так и по присущим только ему (конфискация, реквизиция и др.). Способы прекращения права собственности также подразделяются на общие и специальные (к последним относятся, например, приватизация).

2. Обязательственные отношения.

Законодательством подробно регулируется участие органов исполнительной власти в заключении и реализации государственных контрактов (на поставку, подряд, закупку сельскохозяйственной продукции и др.).

Будучи наиболее крупным заемщиком, государство определяет механизм заимствований и обязанности государственных органов по обслуживанию внутреннего и внешнего долга.

Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования в силу положений п. 4 ст. 66, п.п. 1, 2 ст. 69 ГК РФ не могут быть участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере. Однако закон не препятствует указанным публичным образованиям выступать в качестве вкладчиков (коммандитистов) товариществ на вере.

  • 3. Государство может быть наследником имущества по закону и завещанию, а также стороной в обязательствах, возникающих вследствие причинения вреда, взыскивать причиненный вредом ущерб и отвечать за причиненный вред.
  • 4. Признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, неприменение судом акта, противоречащего закону, а также возмещение убытков, в том числе причиненных государственными органами и органами местного самоуправления, являются способами защиты гражданских прав (см. ст.ст. 13, 16, 41 ГК).
  • 3. Порядок участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством
  • 1. Речь идет о действиях, совершаемых самим государством (муниципальным образованием), и, следовательно, правовое значение их определяется тем, совершены ли они в пределах предоставленных полномочиях, основаны ли они на этих полномочиях. Компетенция органа может быть определенна как в отдельном решении (например, в положении об органе), так и рядом актов, регламентирующих его статус.
  • 2. В законодательстве могут быть предусмотрены случаи, когда по специальному поручению рассматриваемых субъектов выступают государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (например, государственное внешнее заимствование РФ осуществляется Правительством РФ).
  • 3. Судебная защита гражданских прав осуществляется в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.

Характеризуя положение государственных органов при осуществлении судебного разбирательства, следует отметить возможности участия их в процессе не только в качестве стороны по делу, но и для защиты интересов других лиц.

Государственные органы могут быть привлечены к участию в процессе для дачи заключения по делу. В законодательных актах называются виды исков, которые могут быть предъявлены соответствующими государственными органами в защиту охраняемых законом прав и интересов организаций и граждан, государственных и общественных интересов.

4. Ответственность по обязательствам РФ, субъекта РФ, муниципального образования

РФ, субъекты РФ, муниципальные образования отвечают по своим обязательствам не всем принадлежащим им на праве собственности имуществом, а той частью, которая не закреплена за созданными ими юридическими лицами и не относится к составу объектов, могущих находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Имущество, принадлежащее РФ, субъекту РФ на праве собственности, не закрепленное за государственными предприятиями или учреждениями, образует соответственно государственную казну РФ, казну РФ, казну республики, края, области, города федерального назначения, автономной области, автономного округа.

Казна состоит из средств соответствующего бюджета и иного государственного и муниципального имущества: это средства федерального бюджета, пенсионного фонда РФ, фонда социального страхования и других государственных внебюджетных фондов РФ, Центрального банка РФ, золотой запас, алмазный и валютный фонды.

Федеральное казначейство РФ организует и осуществляет ведение операций по учету государственной казны РФ. Юридические лица, созданные РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам.

В свою очередь, РФ, субъекты РФ, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, установленных законом. Так, РФ несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

Разграничение ответственности проводится и в отношении обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

Особенности ответственности РФ и субъектов РФ в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государства определяются законом об иммунитете государства и его собственности (ст. 127 ГК).

План

  • 1. Виды объектов гражданских прав
  • 2. Понятие и юридическая классификация вещей
  • 3. Деньги и ценные бумаги. Понятие имущества
  • 4. Результаты творческой деятельности. Информация
  • 5. Работы. Услуги. Нематериальные блага

Виды объектов гражданских прав

Под объектами права следует понимать то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений (см. ст. 120 ГК).

Наиболее распространенные объекты гражданского права – вещи и права на вещи. Помимо них ст. 128 ГК называет еще 3 самостоятельных вида объектов: информацию, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, а также нематериальные блага.

Кодекс классифицирует объекты гражданского права, используя в качестве критерия различные их свойства. Цель такого рода классификации – вводить в случае необходимости специальные режимы, отражающие особенности тех или иных объектов.

Понятие и юридическая классификация вещей

Вещи – материальные объекты внешнего мира. Понятие вещи в действующем законодательстве не формулируется. Гражданский кодекс классифицирует вещи, используя в качестве критерия различные их свойства.

Недвижимые и движимые вещи.

К недвижимым вещам относятся согласно ст. 130 ГК 1) земельные участки, участки недр, обособленные объекты, а также то, что прочно связано с землей; 2) воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.

Остальные вещи – движимые. Права на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации, которая установлена ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок и ним” от 21.07.97 г. // Российская газета. 1997.

30 июля.

Недвижимость представляет собой особый объект, так как пользование недвижимостью в большой степени затрагивает интересы других граждан и юридических лиц; недвижимое имущество обладает, как правило, высокой стоимостью; недвижимые вещи обычно являются сложными вещами, приобретение права на недвижимость и владение ею предполагает наличие дополнительных обременений, накладываемых на владельца (например, соблюдение противопожарных, санитарных норм и правил); недвижимость обладает повышенной экономической ценностью.

Одним из неурегулированных в полной мере остается вопрос о возможности отнесения к недвижимости имущества, которое не имеет неразрывной связи с земельным участком, однако отделить его от этого земельного участка было бы достаточно сложно (статуи весом несколько тонн, здания, установленные на поверхности земли, на блоках). Судебная практика США рассматривает такие вещи как постоянные принадлежности (признается недвижимостью).

Регистрация недвижимости выполняет следующие функции: 1) предоставляет владельцам гарантии их прав на имущество; 2) дает возможность получить все сведения об объекте из государственного реестра; 3) создает систему контроля за сделками.

Разновидностью недвижимости является предприятие.

Термин “предприятие” раскрывается в ст. 132 ГК через понятие “имущественный комплекс”.

Делимые и неделимые вещи.

Как вытекает из ст. 133, делимой признается вещь, которая может быть разделена без изменения ее назначения. Делимость приобретает правовое значение: главным образом применительно к разделу общей собственности. Специальные правила регулируют раздел имущества крестьянского (фермерского) хозяйства.

Сложные вещи.

Ст. 134 ГК охватывает случаи, когда разнородные вещи составляют единое целое таким образом, что их предполагается использовать как одну вещь. Смысл выделения данного вида вещей состоит в том, что действие сделки, предметом которой служит такая вещь, распространяется на все составляющие ее разнородные вещи.

вещь и принадлежность.

Суть указанного деления (ст. 135 ГК) состоит в том, что принадлежность призвана служить главной вещи и связана с нею общим назначением. Связь принадлежности с главной вещью может быть: органической, механической, экономической, юридической.

Юридическое значение такого деления состоит в том, что принадлежность во всех случаях следует судьбе главной вещи, если иное не предусмотрено договором.

Плоды, продукция и доходы.

Все три указанных объекта представляют собой различные виды приращения основной вещи (органическое – плоды; техническое – продукция; экономическое – доходы).

Вопрос об их принадлежности решается ГК РФ (см. п. 1 ст. 340; ст. 248, п. 3 ст. 257, п. 2 ст. 299, п. 3 ст. 346 и др.).

Животные.

Ст. 137 имеет ввиду одомашненных животных. На них распространяются те же правила, которые действуют по отношению ко всем другим объектам права и запрещается жестокое обращение с животным.

Вещи, ограниченно изъятые из обороте, оборотоспособные и изъятые из оборота.

Свободное обращение объектов является общим правилом. Ограничение оборотоспособности выражается в том, что соответствующее имущество может принадлежать только государственным организациям или только российским гражданам. К изъятию из оборота ГК относится строже: виды изъятых из оборота объектов необходимо определить в самом законе.

К вещам, ограниченным в гражданском обороте, относятся валютные ценности. Согласно п. 4 ст. 1 Закона РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” от 09.10.92 г.

, валютными ценностями являются: иностранная валюта, платежные документы в иностранной валюте; фондовые ценности в иностранной валюте; иные долговые обязательства в иностранной валюте; драгоценные металлы; драгоценные камни, а также жемчуг (кроме ювелирных и бытовых изделий из драгоценных камней и металлов, а также лома таких изделий.

Источник: https://studwood.ru/1161459/pravo/gosudarstvo_gosudarstvennye_munitsipalnye_obrazovaniya_subekty_grazhdanskogo_prava

Субъекты гражданского права

Государство государственные и муниципальные образования как субъекты гражданского права

Участники гражданских правоотношений именуются их субъектами. Это могут быть как отдельные люди, так и коллективы, а также различные организации. В юридической науке выделяют следующие три основные группы субъектов:

  1. граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства;
  2. отечественные и иностранные юридические лица;
  3. Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.

Все субъекты гражданских правоотношений охватываются понятием «лица», которое используется в Гражданском кодексе и в других нормативных актах. Эти самые лица являются носителями различных прав и обязанностей.

Физические лица как субъекты гражданского права

Для обозначения человека как участника правоотношений в юридической практике используется термин «физическое лицо». Это может быть не только гражданин России, но и иностранец, и лицо без гражданства.

В теории права качества физических лиц отличаются правоспособностью и дееспособностью. Первая возникает в момент рождения и исчезает только со смертью. Это возможность людей иметь гражданские права и нести обязанности. Вторая (дееспособность) реализуется по достижении совершеннолетия и предполагает ответственность за совершаемые действия, осознанное принятие тех или иных решений.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

По общепризнанному правилу никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и порядке, установленных законом. Невозможен полный или частичный отказ гражданина от правоспособности и дееспособности. Не следует смешивать с ограничением правоспособности лишение гражданина тех или иных субъективных прав.

Закон предусматривает постепенное расширение дееспособности несовершеннолетних. Если дети до 6 лет полностью недееспособны, то ребята в возрасте 6-14 лет могут самостоятельно совершать сделки, не требующие специального оформления и регистрации, без цели корыстного обогащения. С этого же возраста обязательно согласие ребенка на усыновление.

Дееспособность подростков (с 14 до 18 лет) максимально приближена к возможностям совершеннолетних.

Подростки вправе совершать крупные сделки, требующие нотариального оформления и регистрации, с письменного согласия родителя или попечителя, делать вклады в финансово-кредитные учреждения и пользоваться ими, самостоятельно распоряжаться авторскими и интеллектуальными правами. Однако родители или попечители несут ответственность при недостатке у ребенка финансовых средств.

Совершеннолетние граждане также могут быть ограничены в дееспособности, если вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставят свою семью в тяжелое материальное положение. Над такими людьми устанавливается попечительство.

Гражданин, который вследствие психического расстройства не понимает значения своих действий или не руководит ими, тоже может быть признан судом недееспособным. Общество обязано взять на себя заботы о жизненном статусе душевнобольного и сделать это в форме, гарантирующей гражданину сохранность его прав. В таком случае, все сделки от имени недееспособного гражданина совершает его опекун.

Опекуны и попечители, которыми могут быть только совершеннолетние дееспособные граждане, обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы.

Возможны и такие случаи, когда человек длительное время отсутствует, и никаких сведений в месте его постоянного жительства нет. Попытки отыскать гражданина также оказываются безрезультатными. Тогда он может быть официально признан безвестно отсутствующим или умершим. Орган опеки и попечительства назначает доверительно управляющего имуществом пропавшего человека.

Отсутствие гражданина или сведений о нем в течение пяти лет дает право заинтересованной стороне обратиться в суд с иском о признании человека умершим. Этот срок может быть сокращен до 6 месяцев, если в момент исчезновения лица существовала реальная угроза его гибели.

Юридические лица как субъекты гражданского права

Наряду с физическими лицами, субъектами гражданского права являются также юридические лица – организации, которые могут от своего имени приобретать имущество и личные неимущественные права, иметь обязанности, быть истцами и ответчиками в суде, арбитраже или в третейском суде.

Юридические лица отличаются следующими характеристиками:

  1. организационное единство;
  2. имущественная обособленность;
  3. самостоятельная гражданско-правовая ответственность;
  4. выступление в гражданском обороте от своего имени.

Замечание 1

В отличие от таких субъектов гражданских правоотношений, как физические лица, юридическое лицо обладает не общей правоспособностью, а специальной, предполагающей наличие лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в учредительных документах.

Правоспособность и дееспособность юридического лица возникают одновременно, в момент его государственной регистрации и прекращается с исключением его из единого государственного реестра юридических лиц.

Наименование юридического лица обязательно должно включать в себя указание на его организационно-правовую форму. Все некоммерческие, а также некоторые коммерческие организации должны указать в своем названии также и характер деятельности.

Каждое юридическое лицо должно быть зарегистрировано в соответствии с законом. Государственная регистрация является завершающим этапом образования юридического лица.

В зависимости от формы собственности, лежащей в основе юридического лица, можно выделить государственные и частные организации. По цели своей деятельности юридические лица подразделяются на коммерческие и некоммерческие.

К числу коммерческих относятся те, целью деятельности которых является извлечение прибыли и распределение ее между участниками такой организации.

Некоммерческие вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, но только в той степени, которая необходима для достижения их уставных целей.

Рисунок 1.

Государственные и муниципальные образования как субъекты гражданского права

Наряду с физическими и юридическими лицами, участниками отношений, регулируемыми гражданским правом, являются государство и другие публично-правовые образования. Однако правоспособность государства обладает рядом особенностей, связанных с тем, что оно является также и главным субъектом публичного права, носителем власти.

Государство, как таковое, неспособно своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, а также создавать и исполнять обязанности. От его имени всегда действуют органы власти и должностные лица. Именно их сознание и воля позволяют государству являться субъектом права.

В гражданско-правовых отношениях участвуют все три уровня власти: федеральный центр; субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

Замечание 2

Существуют такие юридические лица, которые могут одновременно действовать и от имени государства, и от своего собственного имени. Например, министерство финансов РФ способно представлять в гражданском обороте федеральную власть, но в тоже время оно действует и как самостоятельная структура.

От имени государства могут выступать как представительные, так и исполнительные органы власти Российской Федерации. Главным ведомством, осуществляющим управление и распоряжение государственной собственностью, являются Министерство государственного имущества РФ.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/ponyatie_grazhdanskogo_prava/subekty_grazhdanskogo_prava/

РФ, субъекты РФ, муниципальные образования – субъекты гражданского права

Государство государственные и муниципальные образования как субъекты гражданского права
Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Гражданское право » Гражданское право » РФ, субъекты РФ, муниципальные образования – субъекты гражданского права

Понятие и правовой статус публично-правовых образований, регулируемых гражданским законодательством.

Привычная сфера деятельности властей в публичных отношениях уводит их на задний план как участников гражданского оборота. Однако для осуществления их функций требуется соответствующее материальное обеспечение и собственность.

По этой причине, они выступают в качестве участников гражданских правоотношений.

То, что такой статус не предполагает применение мер принуждения к контрагентам становится неожиданностью даже для должностных лиц.

В качестве примера можно привести многочисленные нарушения со стороны муниципальных образований по вопросам аренды земельных участков.

Местные власти в одностороннем порядке повышали размер платежей и требовали подписания соответствующего соглашения, вразрез с тем, что предусматривали обязательства.

Отказавшиеся предприниматели регулярно вызывались на заседания комитетов по работе с должниками (хотя оснований для их образования не было).

Правовое положение публичных образований в гражданской сфере определено ст. 124 ГК.

Понятие и правовой статус публично-правовых образований, регулируемых гражданским законодательством

Понятие публичного образования в законодательстве напрямую не предусматривается. Его можно найти при помощи науки конституционного права, а также в позициях высших судебных инстанций.

Последние подразумевают под этим термином любые властные органы, осуществляющие публичные функции.

Однако наука конституционного права ограничивает их 3-мя видами:

  • общегосударственный субъект – Российская федерация;
  • региональные – субъекты РФ;
  • муниципальные образования.

Виды и перечень субъектов РФ предусмотрены в Конституции (ст. 65) и включают 85 регионов.

Что касается муниципалитетов, то их положение урегулировано базовыми нормами Конституции РФ, а также законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Указанный норматив предусматривает такие виды муниципальных образований как городское поселение, сельское поселение, муниципальный район, городской округ, а также внутригородскую территорию города федерального значения.

Порядок появления и реализации правоспособности

Гражданская правоспособность таких образований появляется с момента их создания. Что касается РФ, то в современном виде она была создана в 1993 г., после принятия Основного закона. Субъекты Федерации создаются на основании конституционного законодательства, а также уставов или конституций регионов. В качестве основы деятельности муниципалитетов вступают уставы.

Особенности участия в гражданских правоотношениях

  • Эти субъекты обладают специальной правоспособностью. Их статус запрещает заниматься предпринимательством.
  • Им принадлежат полномочия по установлению общих правил гражданского оборота.
  • Они осуществляют правоспособность не через единый центр, а распределенным образом. При этом, им принадлежит право самостоятельного определения ее границ.
  • Они участвуют в гражданских правоотношениях опосредованным способом. Это делается через определенные органы или через наделенных полномочиями лиц.

Несмотря на то, что статус этих структур предполагает столь широкие властные полномочия, связанные с возможностями изменения действующих правил, они отказываются нарушать принципы равенства участников гражданского оборота. Это связано с необходимостью создавать благоприятный режим на всех рынках и стимулировать частную инициативу.

Способы реализации правоспособности

Ст. 125 ГК предусматривает 2 способа реализации правоспособности. Первый подразумевает действия отдельных Федеральных, региональных или местных органов, согласно имеющейся у них компетенции. Она содержится как в законодательных актах, так и в положениях о них. Такие органы обладают правами юрлица.

Другим способом служит действия таких органов, а также граждан или организаций на основании законов, указов Президента, постановлений Правительства, местных региональных актов, осуществляемые по специальному поручению.

Примером такового может выступать ание в совете директоров акционерного общества, участником которого является публичное образование.

Особенности участия государственных и муниципальных субъектов в отдельных сферах гражданского оборота

Объем специальной правоспособности таких лиц зависит от того, какие виды правоотношений он затрагивает.

Вещные права

В этой сфере государству и муниципалитетам могут принадлежать права собственности на любое имущество, необходимое для выполнение их функций.

Законодательство предусматривает ряд особых условий:

  • В качестве оснований для возникновения вещных прав выступают исключительные процедуры. В них входит взимание налогов, проведение конфискации, реквизиции и национализация, а также принудительный выкуп земли и бесхозяйственно содержащихся культурных ценностей. При их реализации указанные объекты переходят в собственность государства.
  • В качестве исключительного основания прекращения вещных прав выступает приватизация имущества. В результате нее, объекты переходят в частную собственность.
  • В собственности государства находится особое имущество. Наиболее характерным примером являются изъятые из оборота вещи. В частности, боевое оружие, недоступное для легального приобретения частными лицами.
  • Создание организаций, на имущество которых распространяется право собственности учредителя. Примерами служат МУПы и ГУПы, а также казенные предприятия.
  • Особые основания приобретения вещей в порядке наследования. Собственность государства возникает, если у умершего гражданина отсутствуют наследники, либо если имеющиеся не заявили свои притязания на имущество по закону или на основании завещания в течение полугода после смерти наследодателя. Также любой гражданин вправе определить переход своей собственности в пользу государства или муниципалитета в завещании.

Обязательственное право

Наряду с вещными правами, такие субъекты могут выступать в качестве стороны обязательства.

К числу наиболее распространенных соглашений относятся договоры поставки и подряда для государственных или муниципальных нужд. Обязательства возникают на основании контрактов. Полномочия по их одобрению передаются специально создаваемой конкурсной комиссии. А сама процедура выбора контрагента предполагает сравнение заявок различных компаний по ряду критериев.

Ст. 817 ГК предусматривает регулирование обязательства, вытекающие из договора муниципального и государственного займа. Он предусматривает выпуск последними ценных бумаг, подтверждающих право предъявителя на получение долга.

Другим примером обязательства служит бюджетный кредит, заемщиком по которому могут быть как публичные субъекты, так и юрлица.

Договор муниципальной или государственной гарантии выступает в качестве обеспечения кредитных и иных обязательств заемщика. Примером служат стройки олимпийских объектов в Сочи. Строительные компании получали такие гарантии в качестве обеспечения по банковским кредитам.

Отношения, связанные с интеллектуальной собственностью

Ст. 1298 ГК устанавливает возможность определенных условий в контракте по созданию произведения искусства или культуры для нужд государства или муниципалитета. Исключительное право может принадлежать как единолично заказчику, так и последнему наряду с исполнителем. В случаях, когда оно остается за автором, заказчик получает простую лицензию на использование произведения бесплатно.

В отношении технологий (ноу-хау) исключительные права могут также принадлежать заказчику, однако такое условие должно содержаться в контракте. Такие условия обязательно включаются в текст, если результат относится к изъятым из оборота объектам, если доведение до применения финансируется РФ, если результаты связаны с оборонной сферой и безопасностью.

Корпоративные отношения

Наиболее часто участие государства и муниципалитетов проявляется в случаях приватизации, а также в процессе создания юрлиц и их управления.

Такие субъекты могут участвовать как в коммерческих, так и в некоммерческих организациях.

Участвуя в капитале коммерческих организаций, РФ действует, в основном, через Росимущество. Но существуют и другие подобные органы.

К примеру, управление акциями Сбербанка, находящихся в собственности государства осуществляет Центральный банк РФ.

Голосование в советах директоров предприятий, доля в которых принадлежит государству или муниципалитету осуществляется назначенными в эти органы лицами.

Также законодательство предусматривает такой вид организаций как государственные корпорации. Порядок создания и деятельности каждой из них должен регулироваться отдельным федеральным законом.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник: https://advokat-malov.ru/grazhdanskoe-pravo/rf-subekty-rf-municipalnye-obrazovaniya-subekty-grazhdanskogo-prava.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.