+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Воздействие государства на право

Содержание

Соотношение государства и права

Воздействие государства на право

В современной литературе указываются три модели (подхода) взаимоотношений государства и права:

тоталитарная (государство выше права и им не связано);

Тоталитарная модель предполагает, что право — продукт государственной деятельности, следствие государства. В отечественной юридической литературе еще недавно считалось, что право находится в подчиненном отношении к государству.

Фактическим условием для данного этатистского подхода служила наша политическая практика видеть в праве некий придаток государства. Теоретической предпосылкой этому являлось формально-догматическое отношение к понятию права как совокупности норм, издаваемых государством.

Однако для современной России данный подход уже не подходит.

либеральная (право выше государства);

Либеральный подход к соотношению государства и права утвердился в русле представлений, выводивших понятие государства из общественного договора, ограничения государства правом, что, как считалось, вытекало из нерушимости естественного закона и неотчуждаемости основанных на нем субъективных публичных прав индивида. С позиций данного подхода праву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с государством. Такой либеральный подход имеет определенные преимущества. Он является философской платформой для утверждения в политической практике идеи господства права. Но данная идея выражает скорее желаемое, чем действительное.

прагматическая (государство поддерживает и усиливает мощь права, но связано им; наблюдается в РФ).

Прагматический подход к рассматриваемой проблеме позволяет в определенной мере интегрировать этатистские и либеральные взгляды и в то же время избежать крайностей в оценке связи права и государства.

Согласно этому подходу связь между правом и государством не имеет столь однозначного причинно-следственного характера (государство порождает право, или наоборот). Связь видится более сложной, имеющей характер двусторонней зависимости: право и государство друг без друга не могут существовать, а значит, между ними имеется функциональная связь.

Рассматриваемый подход позволяет выявить глубинные связи между нравом и государством, избежать односторонности, понять, что дает право государству, выяснить истинную роль государства в обеспечении права. Он в настоящее время преобладает в нашей юридической науке. Кроме того, анализ такого рода зависимостей имеет принципиально важное значение для всей российской общественной практики.

Исходя из прагматической модели соотношения государства и права можно остановиться на следующих трех ее главных аспектах:

    1. единство;
    2. различие;
    3. взаимодействие.

Единство государства и права

Единство выражается в их:

    • одновременном происхождении в силу одних и тех же причин;
    • сходной типологии;
    • одинаковой (в определенной степени) обусловленности экономическими, культурными и иными условиями;
    • общей исторической судьбе;
    • в том, что они выступают средством социальной регуляции и упорядочения, аккумулируют и балансируют общие и индивидуальные интересы, гарантируют права личности и т.д.

Сказанное не означает, что все свойственное государству свойственно и праву, и наоборот. Они остаются достаточно автономными и самобытными образованиями. 

Различие государства и права

Различия вытекают уже из определений этих понятий.

Государство – это выделившаяся из общества политическая организация суверенной публичной власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории. Государство является формой существования общества.

Право – это обусловленная природой человека и общества система регулирования общественных отношений, которой присущи

    • нормативность,
    • формальная определенность в официальных источниках и
    • обеспеченность возможностью государственного принуждения.

Право – это совокупность правил поведения, определяющих границы свободы и равенства людей в осуществлении и защите их интересов, которые закреплены государством в официальных источниках и исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.

Государство осуществляет силу, а право — волю.

Они не совпадают по форме, структуре, элементному составу, содержанию; они относятся к разным сферам общественной жизни. Они (каждое по-своему) отражают реальность, назревшие потребности, по-разному воспринимаются и оцениваются общественным сознанием. При известных обстоятельствах государство и право могут действовать в противоположных направлениях.

Взаимодействие государства и права

Взаимодействие государства и права выражается в их многообразном воздействии и влиянии друг на друга.

Воздействие государства на право

Воздействие государства на право состоит прежде всего в том, что первое создает второе, изменяет его, совершенствует, охраняет от нарушителей, претворяет в жизнь.

Поэтому можно сказать, что воздействие государства на право осуществляется непрерывно — от создания права до его реализации в общественных отношениях.

Государство, следовательно, способствует распространению права в социальном пространстве, обязывает участников общественных отношений действовать в соответствии с правом, исключать противоправные подходы в достижении общественно значимых результатов.

Существуют объективные пределы воздействия государства на право. Они обусловлены регулятивным потенциалом самого права, возможностями государства обеспечивать действие права в данных общественных условиях.

Возможности государства не следует переоценивать, так как это всегда ведет к идеализации правовых средств, а в конечном счете снижает социальную ценность права. Государство не может использовать право в противоречии с его истинным назначением.

Нужна научно обоснованная, эффективная юридическая политика государства, позволяющая наиболее рационально и в интересах общества применять правовой инструментарий.

Влияние права на государство

Не менее существенно многообразное обратное влияние права на государство. Исторический опыт показывает, что для своего существования государство как организация нуждается в праве не меньше, чем право в государстве. Зависимость государства от права проявляется:

    • во внутренней организации государства;
    • в его деятельности.

С помощью права закрепляются внутренняя организация государства, его форма, структура, аппарат (механизм) управления, статусы и компетенция различных органов и должностных лиц, принцип разделения властей.

Принципиально важное значение права во внутренней организации государства проявляется в том, что право создаст юридические гарантии против возможностей узурпации всей власти одной из ее ветвей. Тем самым ставится на правовую основу внутреннее функционирование государства, создаются юридические предпосылки для эффективной работы всех звеньев государственной машины.

В деятельностном плане посредством права осуществляются цели, задачи и функции государства, проводится его внутренняя и внешняя политика, законодательно определяются и закрепляются конституционный строй и положение личности в обществе. Без права воля государства не может стать общеобязательной.

В современных условиях связующая роль права в отношении государства усиливается. При этом наблюдается следующая закономерность: чем точнее право отражает объективные потребности общественного развития, тем в большей мере оно связывает государство.

Активность государства в этом случае не подавляется, напротив, она расходуется результативно и исключительно в интересах общества и отдельной личности.

Только будучи связанным правом, государство может действовать свободно, а значит, соответствует историческому предназначению.

Некоторые отечественные правоведы приходят к выводу, что правовой государственности вообще присущ особый характер взаимосвязи государства и права, так как главное в правовом государстве — это признание верховенства права над государством, безусловное подчинение всех его органов закону.

Действительно, в правовом государстве государственные органы и должностные лица связаны правом. Но нельзя забывать, что отношение «государство — право» есть отношение людей.

И в правовом государстве в центре этой связи находится человек в его социальном аспекте.

Отсутствие права в отношениях государства и личности оборачивается против самой личности, в конечном счете затрагивает человека и его свободу.

Главное в правогосударственном устройстве не господство права само по себе, а то, насколько взаимосвязь государства и права обеспечивает гармоничное и прогрессивное развитие личности, расширение ее свободы.

Если ценность права и обусловлена связью с государством, то это имеет место лишь в той мере, в какой само государство поставлено на службу человеку.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/sootnoshenie-gosudarstva-i-prava

Право и государство в их соотношении 2 (стр. 1 из 5)

Воздействие государства на право

Введение…………………………………………………………………………………..3

1 Методологические подходы к проблеме соотношения права и государства. Три модели соотношения государства и права. Проявления взаимосвязи…………………5

1.1 Методологические подходы к проблеме соотношения права и государства…….5

1.2 Три модели соотношения государства и права. Проявления взаимосвязи………10

2 Воздействие государства на право и права на государство. Юридическая (правовая) политика государства. Принцип связанности государства правом (верховенство права)………………………………………………….…………………12

2.1 Роль государства в обеспечении права …………………………………………….12

2.2 Принцип связанности государства правом (верховенство права)…………….….17

Заключение……………………………………………………………………………….22

Глоссарий…………………………………………………………………………………24

Список использованных источников…………………………………………………..26

Приложение

Введение

Вступление России в новую полосу исторического развития требует осмысления прежнего социального опыта, а также решения насущных проблем государственно-правового строительства, предполагающего построение научных концепций правопонимания в рамках правовой культуры иного типа.

Современное состояние историко-правовых исследований в нашей стране характеризуется постепенным отходом от прежних советско-марксистских стандартов и поиском более универсальных концептуальных программ развития общества.

Что касается историко-правовых исследований государства и права, то обзор основной литературы в этой области показывает, что комплексных исследований проблем соотношения и взаимодействия права и государства практически нет.

Поскольку правовая карта мира включает в себя элементы всех исторических стадий развития права, то по-прежнему актуальным остается, с одной стороны, исторический взгляд на ход государственно-правовых процессов, а с другой – использование сравнительно-правовых подходов к их изучению. Помимо этого исследование проблем права и государства имеет сегодня важную практически- политическую значимость в контексте раскрытия понятия и форм современных демократий, степени свободы индивидов и т. д.

Сегодня в связи с необходимостью создания рационально-правовой основы функционирования российского государства особую актуальность приобретают вопросы наполнения его конституционных характеристик реальным содержанием, места и значения позитивного компонента в правовой системе, создания частноправовых начал воздействия общества на государство.

На наш взгляд, разрешение этих вопросов во многом зависит от факторов правопонимания, правосознания в современном российском обществе, формирования современных концепций юридической науки, в их числе, концепций социально-правовой эволюции государства, правогенеза, правового государства и др.

В этой связи одной из центральных задач современной науки о праве и государстве является создание такой парадигмы знаний, в соответствии с которой устоявшееся представление о праве как инструменте государства уступит место пониманию права, отличного от государства в контексте их исторического развития, а также Мнению о том, что право всегда выходит за пределы политики и институционализируется в обществе естественно-рациональным путем.

В настоящее время можно констатировать факт нерешенности и в то же время огромной социальной значимости проблемы соотношения права, закона и государства; Во многом; это обусловливается отсутствием на сегодняшний день достаточных теоретических оснований правового регулирования государственной деятельности, цельного и прочного пласта права в российской государственной системе, а также крайне низким уровнем законности в сфере функционирования государства и общества, и, как следствие, крайне низкой эффективностью действия права, отражающей нарушения законности, коррупцию, правовой нигилизм и т. д.

Сегодня становится очевидным, что государственная власть с точки зрения права объективно нуждается в ограничениях.

Без действия такого механизма любая власть рискует переродиться в самостоятельное, неуправляемое явление, лишенное положительных свойств, не способное служить интересам общества и личности.

Следовательно, целью современной российской науки и правовой практики является, на наш взгляд, теоретический поиск такого компромисса между государством, правом, обществом и личностью, который обеспечил бы существование и развитие России как правового государства.

Цели и задачи исследования. Целью является теоретическое исследование характера и особенностей соотношения правовых и государственных основ общества, наиболее существенных и значимых условий и принципов их позитивного взаимодействия.

1 Методологические подходы к проблеме соотношения права и государства. Три модели соотношения государства и права. Проявления взаимосвязи

1.1 Методологические подходы к проблеме соотношения права и государства

Фундаментальная проблема соотношения права и государст­ва в юридической науке относится к числу наиболее дискусси­онных и в то же время по существу не разработана.

А между тем вопрос о том, в каких взаимоотношениях находятся государство и право, имеет ли, государство верховенствующее значение по отношению к праву или же, напротив, подчинено ему, имеет не только теоретическое, но важное практическое значение.

Среде философов, юристов, историков и политологов взгляды на эту проблему существенно и полярно расходятся. Обобщенно можно выделить следующие направления в понимании данного вопроса (рис. 1).

Наиболее распространенным взглядом на эту проблему является особый этатистский подход, исходящий из приоритета государства над правом.

Абсолютизация роли государства в общественной жизни краеугольный камень теории этатизма. Основой этатизма явилась практика государств, сформировавшихся на основе психологии патернализма.[1] Согласно взглядам сторонников философии этатизма (идеи этатизма, первоначально обоснованные X.

Вольфом, получили затем развитие в работах Фихте), государство для блага индивидов вправе вмешиваться во все сферы жизни, в том числе и в частную.

Государство является организатором всей экономи­ки – от управления производством до распределения людей по сферам приложения труда, оно должно бороться с праздностью и расточительством, следить за тем, чтобы молодые люди рано вступали в брак и имели много детей; государство строит церкви, управляет системой образования и др. Словом, государство активно (если не сказать тотально) вторгается во все сферы жизнедеятель­ности общества.

С этатистской точки зрения все области приватного, непосред­ственно не входящие в сферу публичной власти, суть явления низ­шего (по сравнению с государством) порядка.

Ни одна из них не выполняет миссии носителя политического единства, но каждая порознь и все вместе так или иначе его подрывают. Поэтому го­сударство вынуждено конфронтировать с ними, укрощать их, удерживая в рамках политической целостности.

Для того чтобы справиться с подобной задачей, оно обязано думать о самосохра­нении собственной мощи. Это главным образом и составляет ин­терес государства.

Согласно рассматриваемой теории, государство предшествует праву, порождает его. Право, с этой точки зрения, есть совокуп­ность норм (велений, установлений, приказов государства), по­средством которых государственная власть осуществляет руковод­ство обществом. Основанием права выступает государственная власть, которая в свою очередь основывается на силе.

Очевидно, что современное общество не может обойтись без государства. Существует объективная потребность в защите госу­дарством социальных прав граждан, в его покровительстве куль­туре, образованию.

В то же время есть объективные пределы та­кого вмешательства.

Это обстоятельство как раз не учитывается теорией и практикой этатизма, в соответствии с которым право рассматривается как продукт государственной деятельности, как его (государства) следствие.

Такой подход имел широкое распространение в отечественной юридической литературе. Считалось, к примеру, что право нахо­дится в подчиненном от государства положении. Оно есть инстру­мент, средство (принуждения) для достижения государственных целей. Основанием данного подхода служила политическая прак­тика, склонная видеть в праве некий придаток государства.

Подобный взгляд на проблему выводит государство, его ин­ституты за пределы зоны влияния прaва: если государство – ис­точник права, то государство не может быть им связано. Такой подход исключает проблему правомерности государственной влас­ти.

Не случайно поэтому, что этатизм, получивший широкое рас­пространение в Германии и России, в немалой степени благопри­ятствовал формированию в этих странах тоталитарных систем.

Вместе с тем этатизм не тождествен тоталитаризму, – последний есть крайнее проявление этатизма.

Иной, противоположный взгляд на соотношение государства и права утвердился в русле естественно-правовых воззрений.

Сто­ронники так называемой школы естественного права исходили из ограничения государства правом, что, по их мнению, вытекало из нерушимости естественного закона и неотчуждаемости основан­ных на нем субъективных публичных прав индивида.

Право представлялось единым неизменным правопорядком, одинаковым для всего человечества на всем протяжении истории. Нормы положительного права, согласно естественно-правовым воззрениям, не есть результат деятельности государства, – они суть порождение идеального правопорядка.

Государство – продукт права, оно учреждается юридическими способами, предусмотренными предшествующим государству правопорядком. Сходные взгляды высказывали представители либеральной юриспруденции – русские, юристы П.Е. Михайлов, Е.Н. Трубецкой и др.

С точки зрения со­временного отношения к проблеме такой подход имеет несомненные преимущества. Он является философской платформой для ут­верждения в политической практике идеи правового государства. Государство возникает из потребности обеспечить функционирование права как принципиально новой системы нормативного регулирования. Данное обстоятель­ство не учитывали и сторонники нормативной школы права, отрывая право от политики, экономики и государства.

Источник: https://mirznanii.com/a/42134/pravo-i-gosudarstvo-v-ikh-sootnoshenii-2

Воздействие государства на право. Юридическая (правовая) политика государства

Воздействие государства на право

§ 3.7. Соотношение государства и права Право тесно связано с государством.

Они одновременно возникают и параллельно развиваются.

Именно государство, с одной стороны, создает, изменяет и отменяет правовые нормы, организует их исполнение, обеспечивает и охраняет от нарушений с помощью своего принудительного аппарата.

С другой — право упорядочивает деятельность государственного аппарата, ограничивает произвол чиновников, обеспечивает цивилизованные взаимоотношения между личностью и государством, господство закона в обществе.

Функции государства, его управленческая деятельность не могут осуществляться вне и независимо от закона.

Проблема соотношения государства и права по существу сводится к вопросу о том, что первично: государство или право.

Можно выделить пять основных подходов в трактовке данного вопроса, которые играют определенную роль в различные периоды развития общества.

Первый подход получил название этатистский.

Страница 1 из 2 Довольно сложная проблема соотношения государства и права приобрела в последнее время дискуссионный характер. В литературе сформулированы две противоположные теоретические позиции по этой проблеме.

Этатически-тпоталитпарная концепция исходит из того, что государство выше и важнее права, что он творит право и использует его как инструмент своей политики.

Данная концепция опирается на марксистское понимание государства и права и была широко распространена в отечественной научной и учебной литературе.

Она стала активно утверждаться в нашем общественном сознании в последние годы. Обе концепции не имеют сколько-нибудь серьезного научного обоснования.

Они не только не анализируют соотносимые явления, но, по сути дела, противопоставляют их друг другу.

7.2. . Юридическая (правовая) политика государства Роль государства в обеспечении права.

Государство является непосредственным фактором создания правовых установлений и главной силой их осуществления. Государственная власть имеет конструктивное значение для самого бытия права как особого ин­ституционального образования. Она присутствует в праве и как бы проникает в самую суть права.

Государство опекает право, использует его потенциал для до­стижения целей государственной политики. В то же время влия­ние государства на право не следует абсолютизировать и рассмат­ривать в духе этатистских воззрений, признающих право исклю­чительно инструментом (средством) государства, его признаком или атрибутом.

Не только государство, но и право обладает отно­сительной самостоятельностью, собственными, внутренне прису­щими ему закономерностями формирования и функционирова­ния, из чего следует, что право имеет по отношению к государству самостоятельное значение.

Влияние государства на рыночное равновесие и рыночную цену

Государство нередко прибегает к установлению так называе­мых фиксированных цен.

К числу фиксированных цен относятся, например, социальные цены. Социальные цены – это цены на не­которые товары народного потребления, жилье и т.п.

Социальные цены ниже рыночных цен.

По таким ценам товары оказываются более доступными для широкой массы потребителей.

Однако надо учесть, что такие государственные меры нару­шают рыночный механизм, поскольку фиксированные цены вы­тесняют рыночную цену, ограничивают взаимодействие спроса и предложения. Рис. 2.5. Рыночная и социальная цена на молоко Предположим, что государство установило со­циальную цену на молоко. Это значит, что социальная цена ниже рыночной цены, как это видно на рис.

2.5. cоциальная цена р’ ниже рыночной цены р*, т.

Соотношение и взаимное влияние государства и права

.

В либеральной традиции право как мера свободы порождается самим ходом общественного развития.

Задача государства – определить, какова эта мера свободы и выразить ее в юридических нормах. В последние годы признается, что общественная природа государства и права практически одинакова. Все чаще о соотношении государства и права говорят с центристских позиций, подчеркивая их взаимодействие и выявляя общее и различное в этих явлениях.

Соотношение государства и права в современной России: состояние проблемы Текст научной статьи по специальности — Государство и право

Соотношение государства и права в современной России: состояние проблемы Текст научной статьи по специальности « Государство и право.

Юридические науки »

  1. ТЕОРИИ ПРАВОПОНИМАНИЯ ,&nbsp
  2. ПОЛИТИ0 ЧЕСКИЙ РЕЖИМ И ПРАВО ,&nbsp
  3. ЕДИНСТВО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ,&nbsp
  4. ВЗАИМНОЕ ВЛИЯНИЕ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА ,&nbsp
  5. ПРАВОВОЕ ГОСУ0 ДАРСТВО
  6. САМООГРАНИЧЕНИЕ ВЛАСТИ ,&nbsp

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Федоровская М. Ю. В статье анализируются вопросы взаимодействия права в юридическом смысле и государ0 ства. Показывается взаимное влияние права и государства в области нормотворчества и реали0 зации права, в функционировании правового государства.

Рекомендуем прочесть:  Родинки по наследству

Научная статья по специальности » Государство и право.

Название работы: Органическая связь и взаимодействие государства и права. Особенности их соотношения в различных типах государственно-правовых систем Предметная область: Государство и право, юриспруденция и процессуальное право Описание: Органическая связь и взаимодействие государства и права.

Традиционно в науке по вопросу о соотношении государства и права различались два подхода. Традиционно в науке по вопросу о соотношении государства и права различались два подхода.

По форме правового воздействия – т.е. по воплощению, внешней реализации правового влияния на общественные отношения различают следующие: непосредственно правовое регулирование (механизмы правового регулирования) [1].

Примерно таким же образом классифицируются способы правового воздействия и у авторов учебника Общей теории права под. ред. А.С. Пиголкина [2]. Надо сказать, что данная классификация соответствует скорее не инструментам воздействия, а результатам, которые складываются в процессе правового воздействия на индивида.

То есть, вследствие длительного, целенаправленного влияния права, лицо становится наделенным правовой культурой, следует определенной правовой идеологии, обладает правовым сознанием и т.

Тема 7

ТЕМА 7.

СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА Традиционно в науке по вопросу о соотношении государства и права различались два подхода. Первый – этатистский, исходивший из приоритета государства над правом.

Теоретической предпосылкой являлось формально-догматическое отношение к понятию права как совокупности норм, издаваемых государством.

Источник: http://pravo-38.ru/vozdejstvie-gosudarstva-na-pravo-76633/

Правовая политика: сущность и основные принципы. Современные приоритеты российской правовой политики

Правовая политика – это научно обоснованная, последовательная и системная деятельность государственных и муниципальных органов по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как

    • наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина,
    • укрепление дисциплины, законности и правопорядка,
    • формирование правовой государственности и высокого уровня правовой культуры и жизни общества и личности.

Правовая политика есть обусловленная системой основополагающих политико-правовых идей и принципов сознательно-волевая, последовательная деятельность субъектов правовой действительности, направленная на научно обоснованное использование права для надлежащей организации общественной жизни.

Правовая политика призвана управлять процессами правового развития конкретной страны, повышать степень упорядоченности и организации юридического бытия; это комплекс идей, мер, задач, целей, программ, методов, установок, реализуемых в сфере действия права и посредством права.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

Правовая политика представляет собой систему приоритетов в юридической деятельности, в правовой сфере, основывается на принципах конституции и общепризнанных нормах международного права, находит свое преимущественное выражение в правовых актах конкретной страны.

Она ориентирует общество и соответствующие органы государства и местного самоуправления на решение актуальных проблем — на защиту прав и законных интересов субъектов, прогрессивно-юридическое развитие той или иной страны и совершенствование ее правового регулирования.

Правовая политика необходима для формирования полноценной и эффективной правовой системы страны и региона.

В процессе формирования правовой политики

    • определяются виды общественных отношений, подлежащих правовому урегулированию,
    • планируется правотворческая деятельность,
    • устанавливаются режимы регулирования различных отношений, задачи правоприменительным органам,
    • разрабатываются меры по борьбе с преступностью и т. д.

Влияние политики на право особенно проявляется в публичном праве, отражающем особенности взаимодействия государства с иными субъектами общественной жизни. Такая политизация объясняется законодательным закреплением в его содержании юридических основ существующего общественно-политического строя. Конституция становится основой существующей правовой политики.

1) в зависимости от сферы осуществления может быть:

    • конституционной,
    • уголовной,
    • семейно-брачной,
    • финансовой,
    • налоговой,
    • таможенной,
    • банковской и т. п.;

2) в зависимости от содержания:

    • законодательной,
    • исполнительной,
    • судейской,
    • прокурорской,
    • нотариальной и т. д.;

3) в зависимости от целей:

4) в зависимости от функций:

    • праворегулятивной;
    • правоохранительной и проч.

Принципы правовой политики:

    1. социальная обусловленность;
    2. научная обоснованность;
    3. устойчивость и предсказуемость;
    4. легитимность, демократический характер;
    5. гуманность и нравственные начала;
    6. справедливость;
    7. гласность;
    8. сочетание интересов личности и государства;
    9. приоритетность прав человека;
    10. соответствие международным стандартам.

Разумеется, все эти принципы тесно взаимосвязаны.

Методами проведения правовой политики являются убеждение и принуждение в различных их формах, проявлениях и сочетаниях.

Оба эти метода охватывают широкий арсенал средств воздействия на сознание и поведение людей: воспитание, наказание, ответственность (позитивная и негативная), санкции (поощрительные и отрицательные), превенция, юридическое просвещение, внедрение правовой культуры, повышение правосознания и т.д.

Формы реализации права (соблюдение, исполнение, использование и применение) представляют собой по своей сути и формы осуществления правовой политики.

Современные приоритеты российской правовой политики

Развитие российского общества ставят перед правовой политикой первоочередные задачи и определяют ее приоритеты:

    1. усиление координирующей роли власти на основе общенационального представительства;
    2. борьба с бюрократизмом и коррупцией, минимизация отчуждения власти от насущных интересов населения;
    3. выравнивание баланса в разделении властей и разрешение проблем федерального устройства;
    4. поиск оптимального взаимодействия государства, права и общества;
    5. улучшение качества принимаемых правовых актов и повышение профессионализма законодателей и правоприменителей;
    6. устранение разрыва между декларацией прав человека и практикой их реального использования, усиление нравственных основ в правовой политике и стимулирование социальной активности личности;
    7. укрепление законности, правопорядка и реальной демократии.

Правовая политика весьма разнообразна по своей природе. В зависимости от сферы осуществления она может быть конституционной, уголовной, семейно-брачной, финансовой, налоговой, таможенной, банковской и т. п.

; в зависимости от содержания — законодательной, исполнительной, судейской, прокурорской, нотариальной и т. д.

; в зависимости от целей — текущей и перспективной; в зависимости от функций — праворегулятивной и правоохранительной и проч.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/pravovaya-politika-suschnost-i-osnovnie-printsipi-sovremennie-prioriteti-rossiyskoy-pravovoy-politiki

Источник: http://irvuz.ru/vozdejstvie-gosudarstva-na-pravo-yuridicheskaya-pravovaya-politika-gosudarstva.html

Воздействие государства на право

Воздействие государства на право

§ 3.7. Соотношение государства и права Право тесно связано с государством.

Они одновременно возникают и параллельно развиваются.

Именно государство, с одной стороны, создает, изменяет и отменяет правовые нормы, организует их исполнение, обеспечивает и охраняет от нарушений с помощью своего принудительного аппарата.

С другой — право упорядочивает деятельность государственного аппарата, ограничивает произвол чиновников, обеспечивает цивилизованные взаимоотношения между личностью и государством, господство закона в обществе.

Функции государства, его управленческая деятельность не могут осуществляться вне и независимо от закона.

Проблема соотношения государства и права по существу сводится к вопросу о том, что первично: государство или право.

Можно выделить пять основных подходов в трактовке данного вопроса, которые играют определенную роль в различные периоды развития общества.

Первый подход получил название этатистский.

Страница 1 из 2 Довольно сложная проблема соотношения государства и права приобрела в последнее время дискуссионный характер. В литературе сформулированы две противоположные теоретические позиции по этой проблеме.

Этатически-тпоталитпарная концепция исходит из того, что государство выше и важнее права, что он творит право и использует его как инструмент своей политики.

Данная концепция опирается на марксистское понимание государства и права и была широко распространена в отечественной научной и учебной литературе.

Либеральная концепция базируется на естественно-правовой теории, согласно которой право выше и важнее государства.

Она стала активно утверждаться в нашем общественном сознании в последние годы. Обе концепции не имеют сколько-нибудь серьезного научного обоснования.

Они не только не анализируют соотносимые явления, но, по сути дела, противопоставляют их друг другу.

7.2. . Юридическая (правовая) политика государства Роль государства в обеспечении права.

Государство является непосредственным фактором создания правовых установлений и главной силой их осуществления. Государственная власть имеет конструктивное значение для самого бытия права как особого ин­ституционального образования. Она присутствует в праве и как бы проникает в самую суть права.

Государство опекает право, использует его потенциал для до­стижения целей государственной политики. В то же время влия­ние государства на право не следует абсолютизировать и рассмат­ривать в духе этатистских воззрений, признающих право исклю­чительно инструментом (средством) государства, его признаком или атрибутом.

Не только государство, но и право обладает отно­сительной самостоятельностью, собственными, внутренне прису­щими ему закономерностями формирования и функционирова­ния, из чего следует, что право имеет по отношению к государству самостоятельное значение.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.