+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Взятка обещание

Содержание

Уголовная ответственность за посредничество во взяточничестве

Взятка обещание

В 2020 году в России было предпринято много мер по борьбе с коррупцией. При этом именно взяточничество – это одна из наиболее распространенных ее форм.

К сожалению, взяточничество выявили во всех государственных структурах во время проверки. Ужасающие масштабы коррупции ставят под угрозу даже благополучие всего российского государства.

В последнее время все чаще и чаще принято получать или давать взятку через посредников. Поэтому в Уголовном кодексе была создана статья 291.1 УК РФ «Посредничество во взяточничестве».

Посредничество во взятке

До 2011 года посредничество во взяточничестве рассматривалось в Уголовном кодексе как соучастие в дачи или принятии взятки (статья 33, 290, 291 УК РФ).

Сегодня же пособничество было выделено в отдельную статью, поскольку в этом случае нарушитель помогает совершать как первое, так и второе преступление.

Статья 291.1 дает определение пособничеству во взяточничестве – это передача взятки по просьбе взяткодателя или взяткополучателя и любые другие подобные деяния для достижения договоренности между ними.

Таким образом, посредник может представлять как интересы того, кто ожидает денежного вознаграждения, так и того, кто его дает.

Что может подразумеваться под действиями пособника, способствующими передаче взятки? Судебная практика показывает, что посредничество во взяточничестве может происходить следующими методами:

  • непосредственная передача денег (либо другого предмета взятки) взяткополучателю от взяткодателя;
  • обещание дать взятку взяткополучателю — вербальная помощь, которая усиливает уверенность в совершении преступления;
  • дача рекомендаций;
  • организация встреч взяткодателя и взяткополучателя в удобном месте (в ресторане, на даче);
  • согласование размера и вида взятки;
  • ведение переговоров для совершения данного преступления;
  • устранение возможных препятствий;
  • поиск соответствующего должностного лица по поручению взяткодателя.

Главное, что характеризует действия посредника, — это их направленность на помощь взяткодателю или взяткополучателю для заключения и выполнения соглашения между ними.

Примечательно, что под посредничеством во взяточничестве подразумевается, что предмет взятки мог быть передан родным и близким взяткополучателя.

В случае, если они знали, что переданный им предмет взятки был таковым, то тогда родные и близкие взяткополучателя таким образом поспособствовали дачи взятки, а их действия квалифицируются как посредничество во взяточничестве.

Поскольку взяткодатель или взяткополучатель не будет привлекать пособника при передаче небольших сумм (действия посредника обусловлены желанием получить долю за оказанные услуги), к наказанию, предусмотренному за посредничество во взяточничестве, будут привлекать пособников, которые передавали значительные суммы.

Минимальный порог для квалификации посредничества во взяточничестве – 25 000 рублей. Только лишь при даче взятки такого размера или больше посредника привлекут к уголовной ответственности.

Если взятка была меньше, чем 25 000 рублей, его действия не признаются уголовно наказуемыми.

Состав преступления

Объект — нормальное функционирование органов государственной службы. Объективная сторона — передача предмета взятки посредником.

В случае, если взяткодатель решил не принимать предмет взятки, то поступок посредника характеризуется как покушение на посредничество, поступок взяткодателя — покушение на дачу взятки.

Должностные лица, передавшие предмет взятки только по указанию руководителя предприятия, будут привлечены к ответственности за пособничество в даче взятки, а руководители предприятия — за ее дачу.

Субъект преступления — любое дееспособное лицо возрастом не меньше 16 лет. В случае, если какое-либо лицо привлекло ребёнка младше данного возраста в качестве посредника, то его не могут привлечь к уголовной ответственности

Субъективная сторона данного правонарушения — прямой умысел. То есть посредник прекрасно понимает, что он действует по чьим-либо указаниям для передачи предмета взятки.

Он знает, что за такие действия его ожидает вознаграждение, и он желает этого. Если же пособник не знал о том, что передаваемый им предмет — это взятка, то уголовная ответственность ему не грозит.

Как правило, мотивы посредника могут быть следующими:

  • извлечь материальную выгоду;
  • поддержать приятельские отношения;
  • угодить шефу;
  • служебная зависимость.

Отдельное внимание в квалификации состава преступления стоит уделить моменту его окончания.

Как правило, преступления имущественного характера считаются завершёнными со времени причинения ущерба, однако законодатель установил исключение в отношении посредничества в получении или даче взятки.

Посредник во взятке может быть привлечен к уголовной ответственности уже на момент предложения такого сотрудничества (пункт 5 статьи 291.1 УК РФ).

Квалифицирующие признаки

В статье 291.1 УК РФ рассматривается группа признаков, которые имеют квалифицирующее значение:

  1. Групповое (не меньше двух лиц) совершение преступления организованной группой по предварительному сговору. В таком случае договоренность должна была быть достигнута до момента передачи взятки пособником, тогда как остальные члены группы исполняли назначенные им функции.
  2. Пособник передает или получает средства неоднократно (не меньше двух раз). В таком случае его преступные действия могут быть совершены спустя какой-то отрезок времени, не одновременно.
  3. Посредничество во взяточничестве совершено способом, который предусматривает вымогательство.

Наказание по УК РФ

В Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за посредничество во взяточничестве. Рассмотрим пять степеней тяжести преступных деяний посредника, которым соответственно предусмотрено пять разных санкций.

Непосредственная передача предмета взятки (в значительном размере) по указаниям взяткополучателя либо взяткодателя, а также любые другие действия пособника для реализации соглашения между ними.

Мера ответственности:

  • наложение штрафа, размером до 700 000 руб., или сумма взятки, умноженная в 20-40 раз;
  • лишение свободы на срок до 4 лет.

Посредничество во взятке за совершение незаконных действий или бездействия (о чем известно посреднику), а также пособничество лицу, которое использует свое служебное положение.

Мера ответственности:

  • наложение штрафа, размером до 1 млн. руб., или сумма взятки, умноженная в 20-50 раз;
  • лишение свободы на срок 3 — 7 лет.

Посредничество во взяточничестве, которое было совершено группой лиц по сговору, организованной группой или же в большом размере.

Мера ответственности:

  • наложение штрафа, размером 1–2 млн руб., или сумма взятки, умноженная в 50-70 раз;
  • лишение свободы на срок 5 — 10 лет.

Посредничество во взяточничестве, которое было совершено в особо большом размере.

Мера ответственности:

  • наложение штрафа, размером 1,5–3 млн руб., или сумма взятки, умноженная в 60-80 раз;
  • лишение свободы на срок 7 — 12 лет.

Предложение или обещание посредничества во взяточничестве.

Мера ответственности:

  • наложение штрафа, размером до 3 млн руб., или сумма взятки, умноженная в 60 раз;
  • лишение свободы на срок до 7 лет.

Таким образом, мера ответственности за посредничество во взятке достаточно серьезная. Законодатель ввел ее в результате масштабного распространения влияния коррупции, где все чаще и чаще прибегают к услугам посредника.

Судебная практика показывает, что главными областями процветания коррупции являются следующие:

  • государственные закупки;
  • правоохранительные органы;
  • образование;
  • медицина.

Конечно, взяточников можно встретить практически везде, помимо вышеприведенных сфер, однако стоит признать, что именно там наблюдается наибольший процент дачи и получения взяток.

Освобождение от ответственности

В законе оговорены ситуации, когда с гражданина, виновного в данном правонарушении, может быть снята уголовная ответственность.

Для этого необходимо выполнение хотя бы одного из действий, которые перечислены ниже:

  • когда лицо, виновное в правонарушении, по собственной инициативе сообщает в правоохранительные органы о факте, что от него требуется совершить незаконные действия в виде передачи взятки;
  • если вымогателем взятки является чиновник.

В отношении рассмотрения первого признака нужно учитывать важный момент: сообщить о преступлении гражданин решил сам, его никто (в том числе и полиция по программе сотрудничества для уменьшения наказания) не побуждал давать показания.

Также правонарушитель знает, что уголовное производство по данному делу еще не открыто.

Следующие факторы не принимаются во внимание для освобождения от вины:

  • причины или мотивы, по которым виновный гражданин решил сообщить правоохранительным органам о нарушении закона;
  • сколько времени прошло после совершения передачи взятки.

Таким образом, посредничество во взяточничестве – это одно из самых распространенных и опасных преступлений. Оно представляет особую опасность для общественности еще и потому, что таким образом мало-помалу коррупция прочно входит в жизнь многих людей.

В результате этого подрываются основы государственной власти, ее авторитет в глазах простого населения стремительно падает, поскольку коррупция и взяточничество заметно ущемляют законные права граждан.

Источник: http://ugolovnyi-expert.com/posrednichestvo-vo-vzyatochnichestve-st-291-1-uk-rf/

Посредничество во взяточничестве: ст. 291.1 УК РФ, ответственность

Взятка обещание

Последнее обновление – Декабрь 2019

В Российском законодательстве имеется несколько составов преступлений, безусловно относящихся к преступлениям коррупционной направленности. Среди них не совсем обычное преступление – посредничество во взятке.

Статистика

Это сравнительно «молодое» преступление, в самостоятельный состав оно выделено в 2011 году, когда законодатель дополнил УК РФ новой статьей 291.1 «Посредничество во взяточничестве». По этой норме установлено наказание фактически за 2 самостоятельных состава преступления — «помощь» взяточникам и обещание или предложение ее оказать.

До указанного момента предусмотренные статьей деяния рассматривались как соучастие в преступных деяниях, связанных со взяточничеством, квалифицировались по статьям 290 «Получение взятки», 291 «Дача взятки» с указанием ст. 33 УК РФ, наказание назначалось по ним же.

Статистика показывает, что «помочь» взяткополучателям и взяткодателям в достижении их цели не так уж мало. Так, за 10 месяцев 2019 года органами правоохраны зарегистрировано 825 фактов посредничества во взятке, что на 13,2% больше, чем за тот же период 2017 (729).

Состав уголовно-наказуемого деяния

Термин «посредничество во взяточничестве» раскрыт в первой части ст. 291.1. Под ним подразумевают два варианта возможных действий, которые составляют объективную сторону преступления:

  1. Сама передача взятки по просьбе, поручению взяточника или того, в чьих интересах взятка передается.
  2. Другая помощь в достижении, реализации договоренности о получении и даче взятки – любые действия, цель которых содействие в достижении конечной цели взяточников и тех, кто взятку передает. Например, это поиск должностного лица, способного «решить вопрос», переговоры, уговоры к «помощи» взяткодателю и прочие.

Ответственность по ст. 291.1 УК РФ для посредника наступит исключительно, если сумма взятки является значительной. Для названной статьи значительной взяткой будут деньги или имущество, стоимость которых больше 25 тыс. рублей. Если посредник каким-либо образом «помогал» передать или получить взятку меньшего размера – состава преступления по названной статье в его действиях нет.

Посредник – связующее взяткополучателя и взяткодателя звено, он не имеет собственного интереса во взятке, действует в интересах ее сторон, не используя в качестве взятки свое имущество.

Посредником во взяточничестве в определенных обстоятельствах может являться подчиненный, передавший взятку по поручению своего руководителя, который при таких обстоятельствах может отвечать по УК как взяткодатель по ст. 291 УК РФ.

Объектом этого преступления – сферой, которой причиняется вред – является организованная деятельность аппарата государства и авторитет власти.

Субъектом – тем, кто может быть привлечен к ответственности – является вменяемый человек (только физическое лицо), который ко времени совершения деяния достиг 16 лет.

Субъективная сторона – отношение посредника к содеянному – прямой умысел, означающий, что виновный осознает противоправность своих действий и их последствий, несмотря на это, их совершает и хочет наступления вреда.

Оконченное посредничество и покушение

Посредничество, выраженное в непосредственной передаче взятки окончено с той минуты, когда должностное лицо примет хоть часть предполагаемой взятки.

Покушение на такое деяние будет при следующих условиях:

  • должностное лицо отказалось от принятия взятки;
  • передача взятки не состоялась по причинам, не зависящим от посредника, например, когда преступное деяние пресечено сотрудниками органов правоохраны до передачи взяткополучателю уже полученного предмета взятки.

Посредничество, выраженное в ином способствовании, завершено с момента совершения действий, направленных на «помощь» во взяточничестве. Например, оконченный состав по ст. 291.1 может быть, когда посредник подыщет для взяткодателя или взяткополучателя заинтересованное лицо, организует их встречу и т. д. Не важно, присутствовал ли он в дальнейшем лично при передаче самой взятки.

Мнимое посредничество

От настоящего посредничества нужно отличать мошенничество, имеющее с ним общие черты.

Как мошенничество могут быть квалифицированы действия человека, вызвавшегося оказать услуги посредника между получателем взятки и взяткодателем, который реально этого делать не собирался, а полученные для передачи в качестве взятки ценности присвоил себе. При этом в действиях передавшего ценности для дачи взятки, могут быть усмотрены признаки покушения на дачу взятки.

https://www.youtube.com/watch?v=c-E0gjWdoaE

Как пример можно привести ситуацию, когда матери призывника предложили «решить» вопрос о признании ребенка негодным к военной службе. Обратилась к ней знакомая мед. сестра, имеющая доступ к документации медицинской комиссии при призыве.

Для решения «вопроса» предложила дать ей денежные средства с целью якобы в дальнейшем передать их должностному лицу для принятия такого решения.

При этом «посредница» заведомо была осведомлена о наличии у мальчика диагноза, препятствующего признанию его годным, а также о том, что заключение о его негодности уже имеется. Деньги, полученные от матери, передавать никому не собиралась, просто присвоив их себе.
Следует указать, что помимо ст.

159 УК РФ «Мошенничество», в действиях фальшивого посредника могут быть признаки подстрекательства к покушению на дачу взятки в случае, если первоначально никто не собирался давать взятку, а поддался уговорам «посредника».

Наказание

Посредничество, выраженное в ином способствовании, завершено с момента совершения действий, направленных на «помощь» во взяточничестве. Например, оконченный состав по ст. 291.1 может быть, когда посредник подыщет для взяткодателя или взяткополучателя заинтересованное лицо, организует их встречу и т. д. Не важно, присутствовал ли он в дальнейшем лично при передаче самой взятки.

Часть 1 ст. 291.1

Посредничество во взяточничестве по ч. 1 ст. 291.1 УК РФ без отягчающих ответственность признаков влечет наказание в виде:

  1. Штрафа:
    • до 700 тыс. руб.;
    • в сумме всех доходов за период до 12 мес.;
    • 20-40 кратной взятки;
  2. Лишения свободы до 4 лет.

Часть 2 ст. 291.1

Квалифицирующие признаки по второй части – это посредничество во взяточничестве:

  • за заведомо незаконные действия или бездействие;
  • с использованием положения по службе.

Подобные деяния могут повлечь:

  1. Штраф:
    • до 1 млн. руб.;
    • в размере 100% дохода за промежуток времени до года;
    • 20-50-кратной взятки;
  2. Тюремное заключение, продолжительностью 3-7 лет.

Часть 3 ст. 291.1

Особо квалифицирующие признаки деяния – посредничество:

  • группой лиц, обговоривших заблаговременно совершение деяния совместно;
  • организованной группой – объединением людей, цель которых – преступная деятельность;
  • в даче-получении крупной взятки, начиная со 150 тыс. руб.

Наказание за такое посредничество прописано ч. 3 ст. 291.1, за него может последовать:

  1. Штраф:
    • 1-2 млн. руб.;
    • на сумму зарплаты и всех других доходов за год-два;
    • 50-70-кратной взятки;
  2. Лишение свободы на 5-10 лет.

Часть 4 ст. 291.1

Наибольшую опасность для общества, по мнению законодателя, представляет посредничество во взяточничестве в особо крупном (более 1 млн. руб.) размере. Наказание за него предусматривается ч. 4 ст. 291.1 УК РФ в виде:

  1. Штрафа:
    • 1,5-3 млн. руб.;
    • в размере всего заработка и иных доходов за 2-3 года;
    • 60-80-кратной взятки;
  2. Тюремного заключения, продолжительностью 7-12 лет.

Дополнительное наказание

В качестве дополнительного наказания могут назначаться:

  1. Лишение права замещать должности и осуществлять деятельность, которые определит суд и укажет в приговоре:
    • по ч. 1 (со штрафом) и ч. 2 (здесь и в последующих частях статьи — с любым из основных наказаний) – до 3 лет;
    • по ч. 3 – до 5 лет;
    • по ч. 4 – до 7 лет.
  2. Штраф в размере не превышающем:
    • 20-кратной взятки по ч. 1;
    • 30-кратной по ч. 2;
    • 60-кратной по ч. 3;
    • 70-кратной по ч. 4.

За деяния, начиная с ч. 2 анализируемой нормы, с лишением свободы может назначаться одно или сразу оба вида дополнительного наказания. Если суд на основании исследованных в заседании фактов посчитает доп. наказание не нужным, оно может и вовсе не назначаться.

Два одинаковых вида основного и дополнительного наказания, в частности штрафа, одновременно не назначаются.

Предложение посредничества, обещание его оказать

Отдельное преступление запрещено ч. 5 ст. 291.1 УК РФ. Оно отличается от деяний по предыдущим частям объективной стороной, то есть действиями, составляющими преступление. Для наступления ответственности она может состоять:

  1. В обещании оказать посредничество во взяточничестве – это выраженное посредником согласие в любой форме, взятое на себя обязательство совершить действия, являющиеся объективной стороной посредничества, о которой говорилось выше, или часть ее. Здесь инициатива исходит от заинтересованных в даче-получении взятки людей, а не от «будущего» посредника.
  2. В предложении оказать посильную «помощь» при передаче или получении взятки – какие-либо действия, исходящие от вероятного посредника, направленные на доведение до сведения заинтересованных людей информации о, например, имеющейся у него возможности «решить вопрос» за взятку, помочь ее получить.

Это преступление также характеризуется формальным составом – для наступления за него ответственности не обязательно наступление негативных последствий. Оно завершено с момента совершения указанных выше действий – высказывания намерения, согласия выступить посредником.

Если впоследствии человек, обещавший или предложивший посредничество, его совершил – он может привлекаться не по ч. 5 ст. 291.1, а по ч. 1-4 этой статьи.

Наказание по ч. 5 ст. 291.1 УК РФ

Подобные действия для «будущего» посредника могут повлечь:

  1. Штраф:
    • до 3 млн. руб.;
    • в размере доходов осужденного за период до 3 лет;
    • до 60-кратной взятки;
  2. Лишение свободы до 7 лет.

С любой из вышеуказанных форм ответственности может применяться дополнительноенаказание – до 5 лет лишения права замещать определенные должности и осуществлять конкретную деятельность. С тюремным заключением может назначаться и штраф до 30-кратной взятки.

Тяжесть и срок давности

Часть статьи 291.1 УК РФСтепень тяжестиДавность наступления ответственности (с даты совершения)
1средняя6 лет
2тяжкая10 лет
3тяжкая10 лет
4особо тяжкая15 лет
5тяжкая10 лет

Подследственность

Проведением процессуальных проверок и расследованием дел по ст. 291.1 УК РФ по общим правилам подследственности занимаются уполномоченные сотрудники Следственного комитета РФ.

Территориально они проводятся отделом СК, к зоне обслуживания которого относится место непосредственного совершения преступления.

Следует отметить, что заявления и сообщения о любом преступлении должны быть приняты и зарегистрированы в любом правоохранительном органе. Отказ в приеме заявления о преступлении не законен.

Заключение

Законодателем установлена довольно суровая ответственность для людей, выступивших «помощниками» получателям взяток или взяткодателям, а также для обещавших и предложивших такую «помощь».

Она практически одинакова с наказанием для самих взяточников.

Поэтому, прежде чем совершать запрещенные действия, стоит все хорошо обдумать, чтобы не лишиться значительной суммы денег или свободы за с первого взгляда безобидные действия.

(3 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://Zakonved.ru/ugolovnoe-pravo/prestupleniya-protiv-vlasti/posrednichestvo-vo-vzyatke.html

Что такое «вынужденная» коррупция, за которую предлагает не наказывать Минюст?

Взятка обещание
https://www.znak.com/2019-01-29/minyust_predlozhil_ne_nakazyvat_za_vynuzhdennuyu_korrupciyu_advokaty_priveli_primery_takih_sluchaev

2019.01.29

Znak.com

Министерство юстиции РФ предложило не считать правонарушением случаи коррупции, которые произошли из-за «обстоятельств непреодолимой силы». Конкретные ситуации пока не прописаны, что породило массу слухов. Например, звучат абсурдно-саркастичные предположения, что к числу таких причин отнесут болезненную тягу к воровству — клептоманию или склероз. 

Инициатива Минюста комментируется по-разному. Одни решили, что власти намереваются легализовать коррупцию, подарить госслужащим индульгенцию. Другие настаивают, что безнаказанно нарушать закон чиновникам не дадут, речь идет об уточнении сложных жизненных ситуаций. О том, какие это могут быть форс-мажорные обстоятельства, Znak.com рассказали известные адвокаты.

Предложение Минюста

Минюст России собирается изменить антикоррупционное законодательство. Уведомление об этом появилось на сайте проектов нормативно-правовых актов. Уточняется, что коррупция при «обстоятельствах непреодолимой силы» не будет считаться правонарушением.

Оговариваются моменты, когда соблюдение запретов и ограничений (по законам о коррупции или в рамках требований о предотвращении/урегулировании конфликта интересов) невозможно в силу объективных причин. Сейчас в таких случаях не освобождают от ответственности.

Законопроект находится на стадии общественного обсуждения. После него Минюст составит список конкретных случаев, когда нарушение антикоррупционных законов не будет квалифицироваться как преступление. В разработке поправок принимают участие МВД, Следственный комитет, Генпрокуратура и министерство труда и социальной защиты.

Znak.com

По российским законам, коррупцией считаются злоупотребление служебным положением, дача или получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп. За такие преступления предусмотрена уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность. Так, за получение или дачу взятки грозит до 15 лет лишения свободы.

При этом освобождение от ответственности ввиду непреодолимых обстоятельств уже предусмотрено рядом законов и подзаконных актов, напоминает газета «Ведомости».

Согласно разъяснению Минэкономразвития от 2016 года по закону о госзакупках, стороны освобождаются от ответственности за неисполнение обязательств по контракту из-за наводнения, пожара, землетрясения, диверсии, военных действий, изменений законодательства и других ЧС.

«Общественно-полезный результат против нарушения»

Адвокат Алексей Захаров считает, что поправки Минюста могут касаться широкого спектра ситуаций, когда в формальном или ином нарушении законов есть крайняя необходимость.

И это далеко не все случаи чрезвычайных ситуаций. Например, пришла в детский сад пожарная инспекция и неожиданно выявила нарушения.

Чтобы учреждение не закрыли, директору нужно купить новые огнетушители, поставить сигнализацию или выполнить еще какие-то требования. 

«Заранее на эти цели денежные средства заложены не были. Никто же не думал, что проверка что-то выявит.

И вот директор стоит перед выбором — сознательно нарушить закон, купить на средства из других статей расходов требуемые вещи или дать детскому садику закрыться и потом через бюрократическую машину изыскивать деньги. Сколько понадобится во втором случае для этого времени — непонятно», — говорит эксперт.

Подобная история, продолжает Захаров, может произойти с должностным лицом в любой сфере. Не сложно представить коммунальную аварию, когда в сильные холода оказались повреждены сети ЖКХ, в жилые дома и социальные объекты перестало поступать тепло. Нужно срочно предпринимать какие-то меры, а техники и людей не хватает.

«И вот ответственное лицо решается для ликвидации прорыва трубы неофициально привлечь рабочих и технику со стороны. Деньги на это идут нецелевые, за что человека могут привлечь к ответственности. Но можно на эту ситуацию посмотреть с другой стороны. „Нарушитель“ предотвращал больший вред, нежели нанес сам.

Представьте, мог бы замерзнуть целый микрорайон! Такие ситуации происходят неожиданно. И коммунальщики встают перед выбором — устранять аварию в срочном порядке или пускать все на самотек.

Важно понимать, что в данном случае представитель ЖКХ принес больший общественно-полезный результат, нежели его правонарушение», — говорит адвокат. 

«Что если речь идет о жизни ребенка?»

Еще один пример «вынужденной» коррупции привел адвокат Андрей Бельянский. Он вспомнил уголовное дело против начальника одного из отделов полиции, который по служебной топливной карточке заправил квадроцикл волонтеров, искавших в лесу пропавшего ребенка. 

«Какой у него был выбор? Есть карточка, на которой государственное топливо. С помощью нее он должен заправлять служебный автомобиль. Но в той ситуации никто кроме него не мог заправить квадроцикл волонтеров.

А без бензина не нашли бы ребенка, — отмечает собеседник Znak.com. — Формально полицейский израсходовал средства, используя свое служебное положение. Это преступление коррупционной направленности.

Но что говорит нам здравый смысл, если речь идет о жизни ребенка?».

Znak.com

По словам адвоката, в действующем законодательстве уже прописаны некоторые основания, по которым человек освобождается от ответственности. Например, когда подчиненный выполнял указание руководителя, был обязан действовать по его прямому распоряжению. Поэтому, считает Бельянский, предлагаемые Минюстом изменения, скорее всего, будут касаться сложных моментов, подлежащих всесторонней оценке. 

«Разработчики не говорят, что речь идет только про взятки. Жизнь многогранна, и бывают разные обстоятельства. Можно предположить, что Минюст хочет расширить, уточнить моменты, касающиеся отсутствия вины лиц, подозреваемых в коррупции. В целом я поддерживаю эту инициативу», — резюмировал адвокат. 

«Исключения породят много споров»

Противоположного мнения придерживается адвокат адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры» Андрей Кацайлиди. Он считает, что действующего законодательства достаточно.

«Человек в любом случае должен руководствоваться законом, а не своим субъективным мнением. Если определят какие-то исключения, когда не будут наказывать за коррупционные преступления, это породит много споров.

Все будут дискутировать — а тот ли это случай, за который можно простить чиновнику правонарушение?» — говорит юрист.

Он считает, что всегда найдутся законные пути решения любых проблем. «Тот же вопрос про финансирование. Это головная боль не директора школы или детского сада, а его учредителя.

И не надо свешивать на этих директоров принятие решений, за которые им потом придется бегать по кабинетам с адвокатами, краснеть, потеть и доказывать свою невиновность. Лучше действовать по закону, чтобы не попадать в ситуацию неопределенности.

Поверьте, в законодательстве есть все необходимые механизмы для решения вопросов любой сложности», — считает Кацайлиди. 

«Индульгенция для чиновников»

Замгендиректора «Трансперенси интернешнл — Россия» Илья Шуманов заявил «Ведомостям», что Минюст целенаправленно создает очередные исключения, которые позволят чиновникам избежать наказания за коррупционные нарушения в случае «обстоятельств непреодолимой силы».

«Под этими обстоятельствами понимаются, видимо, вооруженные действия, стихийные бедствия, чрезвычайные ситуации, которые к коррупционным действиям отношения не имеют, — говорит он. — Но у нас есть закупки при ЧС, которые устанавливают местные власти, — в Петербурге, например, с такой формулировкой строили велодорожки. Поэтому под них может попасть все что угодно».

Эксперт предполагает, что инициатива Минюста даст возможность комиссиям по этике при органах власти, рассматривая конфликты интересов, давать индульгенции чиновникам, которые смогут объяснить нарушение закона подобными обстоятельствами. По сути же это выглядит как намеренное создание для должностных лиц лазейки, чтобы избежать ответственности, сказал Шуманов.

Добавим, что пользователи соцсетей также бурно отреагировали на предложения Минюста и стали выдвигать  свои версии ситуаций, когда чиновников могут освободить от наказания за коррупцию.

Минюст предложил сегодня не наказывать чиновников за «Вынужденную Коррупцию»…WTF???!А потом, что? «Убийство по срочной необходимости»?

Типа — «обстоятельство непреодолимой силы»…#Офигеть

— Anna Solennikova (@AnnaSolenn) 29 января 2019 г. 

— Даю $50 000.— Нет!— Возьмите $70 000.— Нет, я сказал нет!— $100 000, нет только ради Вас $150 000!

— Всё, наступили обстоятельства непреодолимой силы, я согласен!

— Alex_Belobragin (@alvalbel) 29 января 2019 г. 

Минюст предложил не наказывать чиновников за взятки, если избежать этого было невозможно из-за объективных обстоятельств это как?— Мне предложили миллион, сами понимаете

— Как преодолеть такую силу

— 〰️Странное музло〰️ (@Ice_matte) 29 января 2019 г. 

По данным Генпрокуратуры РФ, средний размер взятки в России за девять месяцев 2018 года составил 609 тысяч рублей. За этот период было выявлено 10179 фактов взяточничества на общую сумму 1,8 млрд рублей. Всего же с января по октябрь прокуроры зафиксировали 27,1 тыс. преступлений коррупционной направленности, что на 1,9% больше, чем за аналогичный период предыдущего года.

Как сообщает Transparency International, в прошлом году Россия заняла 138 место из 180 в рейтинге стран по восприятию коррупции, набрав одинаковое количество баллов — 28 из 100 — с Папуа-Новой Гвинеей, Ливаном, Ираном, Гвинеей и Мексикой.

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com

Источник: https://www.znak.com/2019-01-29/minyust_predlozhil_ne_nakazyvat_za_vynuzhdennuyu_korrupciyu_advokaty_priveli_primery_takih_sluchaev

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.